По следу творческого Пегаса! (Размышления.)

 

– «Если мы не умеем разложить сказку на её составные части, то мы не сумеем произвести правильные сравнения. Если мы не сумеем сравнить сказку со сказкой, то как изучим связь сказки с религией, как сравним сказку с мифами? (Владимир Пропп) -vladimir-propp
I.

Тема настоящей странички, вовсе не показать «ляпы» автора, а показать в чем же «заблуждения комментирующих» по произведению, т.е. «grustnaya skazka», автора В.Кузьмин.

Напомню:
Герои — самая важная часть любого повествования, поэтому время, которое вы вложите в их создание, вдесятеро окупится, когда вы начнете работу над сюжетом. На каждого из основных героев следует потратите некоторое время и написать для себя заметки, как рекомендует Инет, статьи по теме сказок:
1. — Имя героя.
2. — Предложение, которое описывает историю его жизни.
3. — Мотивации героя (чего он хочет добиться в идеале?)
4. — Цель героя (чего он хочет добиться конкретно?)
5. — Конфликт (что мешает ему добиться цели?)
6. — Прозрение (что он узнает, как он меняется в результате случившихся событий?)
7. — Абзац, который описывает события, в которых герой принимает участие.
По В. Проппу всего 31 пункт действий автора в описании. (см. инет).

*****

Однако, у нас стихотворение, над которым работал автор и выложил его для обозрения.

II.
Первоисточник:

История одного королевства (грустная сказка)

В незапамятные времена когда-то
Жил король, талантливый и щедрый.
У него ума была палата.
И народ его любил. Был верный.
И работники в том славном королевстве
День и ночь без устали трудились,
Строили то королевство вместе.
Денежки в казну рекою ли’лись.
Королевство быстро богатело.
И король себе позволил свиту —
Лизоблюда хитрого с лакеем
Он возвёл в дворцовую элиту.
Те, не тратя время понапрасну,
Начали шептать ему на ушко
О планируемых заговорах страшных.
А король внимательно их слушал.
Начал он казнить всех неугодных.
Остальные в страхе разбежались,
Было много стран тогда свободных.
Лизоблюд с лакеем лишь остались.
Но они не приносили пользы,
Ведь умели только доедать объедки.
Не цветут благоухающие розы
У стареющего тополя на ветке.
Королевство постепенно разорилось,
Так как не платил никто налоги.
Лизоблюд с лакеем удалились,
Сделали, как говорится, ноги.
Ведь в округе королевств, как грязи,
Где они могли бы присосаться,
Где б они могли из грязи в князи
Со своим талантом пробиваться.
И растаяло, как дым, богатство,
Скудным стал когда-то пышный стол.
На обед — лишь чёрный хлеб. Не яства.
А король один остался гол.
Автор записи:
© Вячеслав Кузьмин 20.4.2024

История одного королевства (грустная сказка)

III. Размышления, (имхо), «об ошибках и ляпах». Сказка ли предлагаемый сюжет?

Что мы имеем в сюжете? — Королевство из трёх человек!
Жил король! + Лизоблюд и лакей!, – дворцовая элита.

Создавая очередную «суть» своего взгляда, наделяя «сказку» Тремя безмолвными «героями», без какого-либо диалога, и в целом без взаимодействия между собой, предлагая авторский текст, Автор тем не менее (сам!) «отстроил королевство, которое развалил своим же авторским словом», при этом, не дав и «пискнуть» какому-либо «герою», хоть чтобы «герой», играя, хоть какую-либо незначительную роль в диалоге, в раскрываемых автором чаяньях и желаниях «героя», последний проявил  бы себя, тем самым показал бы свою суть, характер, цели.

Но «Богатело королевство!» (само!), словно под крыльями зловредных мух! (или мук!), сказать сложно. Выполнил ли автор вышеуказанные пункты 1-6, для повествования?!
— Ни коим образом!
Последующие тут же комментаторы, даже не задумываясь над тем «А что же сказано?»
Или: «На чем построен авторский сюжет?» тем не менее, высказывают одобрение всей
«туманности» сказанного. Т.е. повествованию от третьего лица, с позиции: » Аб чём и молвлю!»

«И король себе позволил свиту —
Лизоблюда хитрого с лакеем
Он возвёл в дворцовую элиту.» (с)

(Вроде он, король, должен спрашивать у кого-то: позволять себе или нет?!
— Он Король, батенька! Ко-роль! (прим автора Стоик).
Может, показан характер короля? Его цели, наклонности, чаянья и желания в королевстве? Или мотивация, чтоб «талантливость и верность» королю променять на слепоту куриную! – автор прописал?! Так, нет!

Далее: текст.

«Те, не тратя время понапрасну» (с) — («те,» это которые?) …Лизоблюд хитрый с лакеем?, или же «дворцовая элита», — позвольте спросить?! Вы уж, товарищ автор определитесь с часто употребляемым словом: «те!»

И ВДРУГ:

Ведь умели только доедать объедки.
Не цветут благоухающие розы
У стареющего тополя на ветке. (с)

Откуда ни возьмись, в сюжете выплывает «стареющий тополь!» (?!) Это с какого изв. перепугу «стареющий тополь» (с объедками! (?) Необоснованная сюжетом «метаморфоза бюджета?» Ни Лизоблюд, ни слуга, тем паче, не являются травоядными животными, введённые автором как факультативные герои повествования. (!) т.е. ещё один «ляп», который [незаслуженно] остался без внимания благодарной публикой?
— Вы, леди и господа вдумываетесь, что славите? — Или как?!

Может, ваши слуги господа Читатели, объедают тополя вдоль дороги? Розы при чём?!! В рифму «пользы» понадобились автору?! Или же мысли остались «за кадром?»
— А, Ваш бюджет в левом кармане, словно кора стареющего тополя, мозг не жжёт в праведной случайности обладания словом?
И всё же:
— Может, раскрыт образ короля-героя? Может, автор показал характер и образ каждого: «Лизоблюда хитрого» или же описал роль «лакея», его действия, показал ли суть появления его, сыгравшего свою молчащую роль в описываемом конфликте? Или же вам дальнейший сюжет пояснил диалог, случившийся по воле автора между ними? — Так, нет же!

Можем ли мы допустить, что тополь – как изображение на гербе мудрого короля! Однако и об этом ни слова! С бюджетом не связывается, однако! Да и слуга с лизоблюдом не осёл с козлом, ветки обгладывать! Правда? Так, как дерево бюджетом стало? Рифма?!! (щедрый-верный; богатело-лакеем; свиту-элиту; или: ушко-слушал. объедки-ветки!) — Вот она почва благодатная!! Тополь то появился! «Бюджет» прятать, или расхищать! Кабы не «объедки» то и городить ничего не нужно было бы. Счастливый король дожил бы до своей пенсии.
Ни один из многочисленных пунктов по карточкам г-на В. Проппа, что характерно для описания сказок не выполнен в полном объёме, чтоб охаракреризовать повествование, как сказку, пусть даже и в стихотворной форме.

За что «славить» — Госпожу «Сказку?»

IV.
…И было темно.
Пылали кубышки с полуночным дегтем.
И было волною обглодано дно..»
(Б. Пастернак. Импровизация)

Далее своя импровизация…

Дело было о бюджете!
(или: по следу творческого Пегаса!)

Стишки для вас одна забава,
Свечой оплавленный сюжет.
Какой-то князь, гляжу: раззява,
Слуга, в довесок? — Чтоб суметь,
И не сказать о нем ни слова,
Не молвил вовсе он шутя,
Ещё и пару строф спустя,
(Был удалён, и не злословя!
Не то «слуга», а то ли «пук!»
Среди раздумий: вроде мук!)
«Дитя» безмолвное совсем,
Иль было вовсе: слов для ряда?!
И только прах ему награда,
Ни даже жухлых хризантем…
— «Зачем?»

Пожалуй, князь; ни стар, ни млад.
О том незнаем мы, вестимо!
Ах! Ах! печаль… необратимо!!
Зарыли князя… Вразумлять!

Сюжет бюджетика касался.
Слуга от чудности икался
И думу думая спустя:
«Какой же чёрт сожрал хрустя,
Героя в кованных подошвах,
У тропки, тёмной, ненадёжной?»
И пустоту вокруг крестя…(?)
Слуга пропал, себя вместя!
И зазеркалье, как раздолье,
Ума палата, — не трёхполье!!

Создатель может, заблуждался.
Мы не нашли и в том ответ!

«Какой-то странненький сюжет,
—Так кто же этим забавлялся?!»

Но смотрим далее в сюжете:
Какой-то князь портки просрал!
Иль был владельцем средь держав,
Иль было что-то в Зазеркалье?!
Нам не поведано! «Каналья!» —
[Я так сюжетик… называл!].

****
Читатель:
Но разгласила тут же слава:
«У Слав, отличненький!» концерт»,
— «Благодарю! Мне нрава!
Сказанье — Сказка! и… Привет!»

Внимай, создатель! Я вещаю!
Тебя строкой я приласкаю;
Теперь за «сказку» зри меня!
— Но что ж, творишь и ты со мной,
С моею светлою главой?
Я тело в душу вынимаю!!
Коль у тебя перекосяк,
Внимай по-разному и всяк!

Стишки твои увы! без граций,
Я оставляю… Нет оваций!
А твой-то замысел спустя,
Открою я ли, у куста?!

*****

1. Метафора – Оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-н. аналогии, сходства, сравнения.

Метафору называют скрытым сравнением. Например, у А.П. Чехова: «Луна будет улыбаться весь вечер» — луну писатель наделяет человеческими эмоциями. 


КАК СОЧИНИТЬ СКАЗКУ? (Признаки сказки.)
(Извлечение.)

Сказка – это произведение, прежде всего, для детей. А значит, она должна быть легкой, наивной, добро должно быть добром, а зло – злом. Не должно быть двусмысленности, переносного смысла, каких-то философских утяжелений и психологических нагрузок.

В. Я. Пропп сформулировал следующие три принципа:
1) «Постоянными, устойчивыми элементами сказки служат функции действующих лиц, независимо от того, кем и как они выполняются».
2) «Число функций, известных волшебной сказке, ограниченно».
3) «Последовательность функций всегда одинакова».
Согласно системе Проппа, этих функций — тридцать одна, а если учесть, что внутри они еще варьируются и видоизменяются, то материала вполне достаточно для того, чтобы дать описание формы сказки:
1) отлучка кого-либо из членов семьи
2) запрет, обращённый к герою
3) нарушение запрета
4) выведывание
5) выдача
6) подвох
7) невольное пособничество
8) вредительство (или недостача)
9) посредничество
10) начинающееся противодействие
11) герой покидает дом
12) даритель испытывает героя
13) герой реагирует на действия будущего дарителя
14) получение волшебного средства
15) герой переносится, доставляется или приводится к месту нахождения предмета поисков
16) герой и антагонист вступают в борьбу
17) героя метят
18) антагонист побежден
19) беда или недостача ликвидируется
20) возвращение героя
21) герой подвергается преследованиям
22) герой спасается от преследования
23) герой неузнанным прибывает домой или в другую страну
24) ложный герой предъявляет необоснованные притязания
25) герою предлагается трудная задача
26) задача решается
27) героя узнают
28) ложный герой или антагонист изобличается
29) герою дается новый облик
30) враг наказывается
31) герой вступает в брак.

Понятно, что последовательность приведенных функций может нарушаться, какие-то функции могут выпадать совсем, но считается, что с использованием системы Проппа можно составить практически любое повествование, рассказ, сценарий, сказку и так далее. Все перечисленные функции (разложенные на таблички) составляют «карты Проппа», по которым обучают и развивают как детенышей в развивающих группах, так и филологов в университетах. » 

С сайта:
https://style-audi.ru/tales-how-to-come-up-with-templates-how-to-write-a-good-fairy-tale/

 

guest
5 комментариев
старее
новее
Inline Feedbacks
View all comments
R.S.M.
21.04.2024 19:00

Шикарная статья Маэстро! Всё по порядку и по месту. Наверно автору, с опаской, Стих, называть сегодня сказкой…  😏  Снова восхищаюсь вашей образованности и эрудиции, а так же талантом и стремлением образовать, в частности например меня. Чему я очень рад и стараюсь внимать постоянно. Так что ваши старания не зря. Ваше отношение, в частности к моему скромному творчеству, я искренне ценю и без жалостно этим пользуюсь, за что вам моё искреннее спасибо  🙂  Но, не всем возможно достичь ваших вершин в научном понимании стихосложения, даже имея талант в этом( не в коем случае, не имею в виду… Подробнее »

R.S.M.
Ответ на  Стоик
21.04.2024 23:58

Спасибо Маэстро  🙂  На вас огромный груз, вы справляетесь на все сто баллов, за что мы вам конечно от души благодарны. Мне конечно проще, я человек без ответственный, хот и не потерянный  😉  Очень признателен вам за дружбу и всех вам благ, от души  🙏 

R.S.M.
Ответ на  Стоик
22.04.2024 00:20

Конечно я осмелился сказать о дружбе на сайте. Вы у меня в списке друзей и я этим горд. 🙂 Не сочтите зо подхалимство 😉
(исправлено!) — я.  👈 

Last edited 6 месяцев назад by Стоик
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
*
Генерация пароля
5
0
Прокомментировать...x
()
x