Владислав Ходасевич — Баллада (Сижу, освещаемый сверху)

Сижу, освещаемый сверху,
Я в комнате круглой моей.
Смотрю в штукатурное небо
На солнце в шестнадцать свечей.

Кругом — освещенные тоже,
И стулья, и стол, и кровать.
Сижу — и в смущеньи не знаю,
Куда бы мне руки девать.

Морозные белые пальмы
На стеклах беззвучно цветут.
Часы с металлическим шумом
В жилетном кармане идут.

О, косная, нищая скудость
Безвыходной жизни моей!
Кому мне поведать, как жалко
Себя и всех этих вещей?

И я начинаю качаться,
Колени обнявши свои,
И вдруг начинаю стихами
С собой говорить в забытьи.

Бессвязные, страстные речи!
Нельзя в них понять ничего,
Но звуки правдивее смысла
И слово сильнее всего.

И музыка, музыка, музыка
Вплетается в пенье мое,
И узкое, узкое, узкое
Пронзает меня лезвиё.

Я сам над собой вырастаю,
Над мертвым встаю бытием,
Стопами в подземное пламя,
В текучие звезды челом.

И вижу большими глазами —
Глазами, быть может, змеи,—
Как пению дикому внемлют
Несчастные вещи мои.

И в плавный, вращательный танец
Вся комната мерно идет,
И кто-то тяжелую лиру
Мне в руки сквозь ветер дает.

И нет штукатурного неба
И солнца в шестнадцать свечей:
На гладкие черные скалы
Стопы опирает — Орфей.

© Автор: Ходасевич Владислав Фелицианович
guest
6 комментариев
старее
новее
Inline Feedbacks
View all comments
Chernayakuromi
12.09.2024 13:42

Эту Балладу Ходасевича могу перечитывать до бесконечности… Действует как-то особенно, завораживающе…

Gambrinuss
Ответ на  Chernayakuromi
12.09.2024 14:20

Это магия! Это великая магия слова и стиха

Chernayakuromi
Ответ на  Gambrinuss
12.09.2024 15:45

Согласна, великая магия — ощущение, что сам находишься в этой комнате, перенимая настроение автора…

Ната
12.09.2024 15:54

Интересно, что в то время Ходасевич жил в Петрограде в здании Дома искусств, где многим известным поэтам и художникам предоставлялись помещения. “Та часть Дома искусств, где я жил, когда-то была занята меблированными комнатами, вероятно, низкосортными <…> Сами комнаты, за немногими исключениями, отличались странностью формы. Моя, например, представляла собою правильный полукруг”, — пишет Ходасевич в 1939 году, упоминая затем соседнюю комнату, которая была “совершенно круглая, без единого угла”. В стихотворении идет противопоставление макрокосмоса природы и микрокосмоса комнаты. Заточение, безысходность, неумолимый ход времени, подчеркиваются контрастом “штукатурного неба”, искусственного источника света, скудной мебели, где из звуков лишь шум металлических часов, и манящих образов неба,… Подробнее »

Last edited 5 дней назад by Ната
Chernayakuromi
Ответ на  Ната
12.09.2024 16:00

Спасибо, Ната!👍

Ната
Ответ на  Chernayakuromi
12.09.2024 16:10

И вам спасибо  😊  , что вспомнили такие замечательные стихи.

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
*
Генерация пароля
6
0
Прокомментировать...x
()
x