Совсем не плох и спуск с горы:
Кто бури знал, тот мудрость ценит.
Лишь одного мне жаль: игры…
Ее и мудрость не заменит.
Игра загадочней всего
И бескорыстнее на свете.
Она всегда — ни для чего,
Как ни над чем смеются дети.
Котенок возится с клубком,
Играет море в постоянство…
И всякий ведал — за рулем —
Игру бездумную с пространством.
Играет с рифмами поэт,
И пена — по краям бокала…
А здесь, на спуске, разве след —
След от игры остался малый.
Анализ стихотворения «Игра» Гиппиус
ВАРИАНТ 1
Стихотворение Зинаиды Гиппиус «Игра» читается свободно и непринужденно. Она использовала в нём простые и легкие слова. В стихотворении нет случайных, ненужных слов. Каждое стоит на своём месте, взвешенно, обдуманно. В каждой строчке скрывается глубокий смысл произведения. Стихотворение композиционное единое. Автор использует одно противопоставление – «игра на подъёме» и «след от неё на спуске». Поэтесса применила перекрестную рифму произведения. Лексический состав стихотворения прост: нет осложненных предложений, синонимов, неологизмов.
Гиппиус ярко выделялась из всех остальных поэтов серебряного века своим своеобразным творчеством, в котором она совмещала общественную и литературную деятельность. В творчестве скрывались переживания, эмоции человека, жившего во время революции и в хаосе послереволюционного времени. Зинаида Николаевна писала наперекор всем доминирующим соглашениям и устоям. Двигалась к необратимой разобщенности, одиночеству. И, хотя многие не понимали её творчества, она не отказалась от своего направления. Направление творчества – символизм, модернизм.
Основные темы произведений поэтессы – бесконечные метания между игрой и реальностью, бурно восстававшие против окончания жизни. По мнению Зинаиды Гиппиус вся поэзия посвящена трем темам: любовь, жизнь и смерть. В данном произведении главная мысль: жизнь – игра. И всякий, от мала до велика, вся природа ведёт неутомимую игру. Любой окружающий её – всего лишь игрок: «Все мы смешные актеры в театре Господа Бога» (Н. Гумилёв).
По прочтении стихотворения видно, что для самой Зинаиды Гиппиус игра не была развлечением или притворством. Для неё — это отрешенность от реальной жизни, идеальная кропотливо создаваемая действительность, где возможно себя чувствовать комфортно и свободно. В творчестве Гиппиус религиозные и эстетические искания связаны с игровой составляющей, нежели у других поэтов серебряного века. Для поэтессы игра как антоним горя, некая частичка счастья, благополучный склад жизни. Если закончится игра – закончится и жизнь:
И если нет игры в раю,
Скажу, что рая не приемлю.
Возьму опять суму мою
И снова попрошусь на землю.
Современники Гиппиус отмечали в ней резкое противоречие «между ней самой и ее притворным литературным образом», объясняя это тяжелыми обстоятельствами того времени. Следовательно, можно считать, что без игрового составляющего её поэзия так и останется недопонятой, без объяснения её расхождением между небом и землей, добром и злом, выдумкой и реальностью.
***
ВАРИАНТ 2
Произведение «Игра» созданное поэтом символистом Зинаидой Гиппиус в первой половине XX века звучит с особой легкостью, ощущением свободы и непринужденности. Весь текст стихотворения строится на простоте слов, их символичных значениях и рифме, но в каждой строчке зашифрован глубинный подтекст, который основывается на законах символизма.
Понятие игра является ключевым символом всего стихотворения. В первой строфе возвеличивается образ игры, она ставится превыше мудрости. Именно ею, как основой всей жизни, дорожит Гиппиус. Завершается стихотворение неким сожалением, что на спуске, то есть в конце жизни, остаётся лишь малый след от игры. Все, что делает человек на земле — это игра и только благодаря ей остаётся какая-то память о прожитой человеком жизни.
Композиционная структура произведения едина и состоит из четырёх катренов, каждый из которых строится на перекрестной рифме АВАВ «горы — игры», «ценит — заменит».
Главная тема стихотворения — это своеобразная неопределенность выбора, игра или реальность. А мысль, которую пытается донести поэтесса до своего читателя — это то, что «жизнь игра». Каждый, кто существует в этом мире ведёт своеобразную игру с Богом. По словам Николая Гумилёва все люди — это всего лишь актеры в театре Бога.
Во время чтения стихотворения можно понять, что для самой поэтессы игра не является какой-то забавой. Игру Гиппиус воспринимает, как часть жизни, которую каждый создает для себя сам. И только находясь в своей игре можно чувствовать необходимый комфорт и свободу. Игра выступает противопоставлением несчастью. Когда наступает исход игре — заканчивается жизнь.
В игру играют и люди и природа. Через все стихотворение проходит прием олицетворение засчет привязки глагола «играет» даже неодушевленному пространству «море играет». Применение литературного приёма анадиплосис, идёт в заключительной строфе, основываясь на повторении «след — след». Первое употребление «след» в конце строки идёт с интонацией сожаления «разве след» в значении чего-то незначительного. Далее слово «след» употребляется в начале, которое произносится на подъёме, и выступает в более существенном значении, после жизни способно оставить след, исключительно такое важное понятие, как игра.
***
ВАРИАНТ 3
На самом деле многие исследователи человеческой культуры ставят игру в основу всего человеческого существования. Дело даже не в пафосных сравнения всего мира с театром или рассмотрение людей как актеров какой-то божественной комедии, есть более точные и конкретные сведения, которые даны исследователями.
Современником Гиппиус был Йоган Хейзинга, который создал работу о «человеке играющем» и поставил именно игру в основу культуры. Он довольно убедительно доказывает не только всеобъемлющий характер игры, которая является частью существования не только людей, но и многих животных, то есть в каком-то смысле вообще представляет собой основу мира. Также Хейзинга выделяет определенные признаки игры и они вполне соотносятся со стихотворными рассуждениями Гиппиус.
К примеру, игра «всегда – ни для чего», Гиппиус говорит о бескорыстности игры, которая является одним из основных признаков. Конечно, в самом пространстве игры есть какая-то цель, напряженность, но если посмотреть со стороны, то в действительности игра затевается добровольно и ни для чего, только для того чтобы быть. Дети смеются «ни над чем», то есть выражают спонтанную радость, которая может обуславливаться, к примеру, элементарным фактом сопричастности к миру или чем-то подобным.
Помимо этого игра всегда является немного нерациональной, далекой от мудрости. Точнее игры «мудрость не заменит», там есть особенная собственная мудрость, но не такая как, например, пригодится для решения определенных житейских задач.
В завершение Гиппиус приходит к выводам, которые вполне соотносятся с работой Хейзинги, более того, даже некоторые примеры, которые даны в поэтической форме, похожи, на такие, которые использует автор Homo ludens, да и, вообще, стихотворение вполне легко назвать кратким поэтическим конспектом этой книги. Тут есть и котенок, который возится с клубком и могущественная стихия, и работа поэта. Заключительные строчки указывают на мотив некого возвращения или даже снижения с высоты.
Вначале Гиппиус указывает на какой-то спуск с горы со словами «со всем не плох», которые указывают на смирение. Возможно, эти строчки имеют отношение к биографии поэтессы или каким-то внутренним переживаниям. Так или иначе, в заключение поэтесса сетует только на отсутствие игры как доступного занятия, даже не только для участия, но и для созерцания.