В конце существования силлабического стихосложения в русской поэзии на короткое время трудами, в основном, Тредиаковского появились стихи, в отличии от силлабики строящие соотносительность строк не на численности слогов, а на численности ударений. Это направление получило название «Тоника». Вскоре вследствие стихотворных реформ Тредиаковского и Ломоносова эта система преобразовалась в силлабо-тоническую, которая и поныне занимает главенствующее место в русском стихосложении. Однако в конце 18 века в русскую поэзию триумфально возвращается тоника. Сегодня эти две системы практически заполняют всё поле русской поэзии. Из-за краткости первого этапа развития тоники начнём разговор с силлабо-тонической системы стихосложения.
Из самого названия этой системы видно, что в ней словно бы уживаются два принципа:
- принцип равенства количества слогов (силлабика) и
- принцип равенства количества ударений (тоника).
А. Квятковский даёт следующее определение этой системы: СИЛЛАБО-ТОНИ́ЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕ́НИЕ (от греч. συλλαβή — слог и τόνος — ударение) — буквально слогоударное стихосложение, одно из названий системы русского классического стиха, введенной реформой Тредиаковского — Ломоносова.
Классический русский стих — силлабо-тонический. Это, безусловно, самая урегулированная система стихосложения европейского ареала, в которой первичным ритмом оказывается метр — закономерность ритма, обладающая достаточной определённостью, чтобы вызвать; а) ожидание ее подтверждения в следующих стихах; б) специфическое переживание «перебоя» при ее нарушении (Колмогоров А.Н.). Метрические скрепы упорядочивают речь как по горизонтали, так и по вертикали на базе закономерного чередования ударных и безударных слогов.
МЕТР (от греч. μέτρον — мера) — стихотворный размер, основанный на последовательном чередовании однородных стоп, например: ямбический М., хореический М., дактилический М. В силлабо-тонической теории стиха под СТОПОЙ разумеется определенная группа слогов с одним постоянным ударением, повторение которой и составляет размер стиха. Первоначально в 18 в. различали лишь две стопы: хорей и ямб; обе они перешли в теорию стиха, созданную на базе силлабического двусложия. После трехдольных гекзаметров Тредиаковского появились и трехсложные стопы — дактиль , амфибрахий и анапест .
Силлабо-тоника — единственная из русских систем стихосложения, теоретическая разработка которой предшествовала ее практическому освоению . Окончательные ее результаты были обнародованы лишь во второй половине XVIII в. Как бы ни складывались обстоятельства теоретических споров между ведущими поэтами эпохи, как бы ни старался Тредиаковский умалить достижения своих соперников и даже присвоить их, реальным катализатором перехода от силлабики к силлабо-тонике были их собственные произведения, поражавшие современников невиданной прежде стройностью, складностью и служившие эталонными образцами . Здесь-то уж все преимущества были на стороне М.В. Ломоносова, опубликовавшего в 1741—1742 гг. несколько блистательных од , и А. Сумарокова, работавшего необычайно продуктивно и перепробовавшего все силлабо-тонические метры и размеры едва ли не во всех известных в ту пору стихотворных жанрах.
Долгое время силлабо-тонический стих рассматривался как правильная последовательность однородных групп ударных (одного) и безударных (одного или двух) слогов — в совокупности стоп. Правда, со временем выяснилось, что не каждая стопа имеет «правильный» расклад разнокачественных элементов. В двусложных стопах — хорее и ямбе нередко ударный слог заменяется безударным; такая стопа получила название пиррихий; или, наоборот, хотя и значительно реже, оба слога оказываются ударными; такая стопа именовалась спондеем. В трехсложных стопах — дактиле, амфибрахии отклонение от метрической схемы — скорее исключение, но появление «лишнего» ударения в анапесте, особенно в первой стопе, открывающей стих, случается сплошь и рядом. Этот слог в анапесте называют полуударным.
В силлабо-тоническом стихе, таким образом, существует закономерное чередование сильных (иктовых) и слабых слогов; его принадлежность к одному из пяти силлабо-тонических метров определяется ритмическим зачином и междуиктовым интервалом (количеством слабых слогов между сильными: один слог — в двусложниках, два слога — в трёхсложниках).
Попробуем сначала описать и научиться «отличать ямб от хорея», чего так и не смог сделать Евгений Онегин, а потом перейдем к более сложным вещам.
Первую группу силлабо-тонических размеров составляют ямб и хорей. Закон их построения таков: в ямбе ударения падают на четные слоги, в хорее же — на нечетные. Когда мы говорим об ударных слогах в стопах, нужно различать грамматические и ритмические ударные слога. Грамматический ударный слог – единственный в слове (здесь не учитываются односложные слова – союзы и местоимения). Ритмических ударных слогов столько, сколько стоп в строке стиха, т.е. их может быть несколько в слове. Возьмём, например, слово лега/лизи/ровАть. Оно состоит из трёх стоп (разделены делительной чертой). Грамматическое ударение падает на букву А, выделенную полужирным шрифтом и увеличенным размером. Ритмические ударные слоги выделены подчёркиванием. Грамматический слог обязательно является и ритмическим слогом.
В качестве примера ямбического стиха возьмем четверостишие О. Мандельштама:
Из полутемной залы, вдруг
Ты выскользнула в легкой шали —
Мы никому не помешали,
Мы не будили спящих слуг…
В первой строке грамматические ударения падают на четвертый, шестой и восьмой слоги; во второй — на второй, шестой и восьмой; в третьей — на четвертый и восьмой; в четвертой — на четвертый, шестой и восьмой. Как нетрудно убедиться, ударения в стихе падают только на четные слоги. При этом последнее ударение обязательно падает на восьмой слог — значит, максимальное количество ударений, которое может быть в этом стихе — четыре. Перед нами четырехстопный ямб, наиболее употребительный размер в русской поэзии.
В зависимости от максимально возможного количества ударений в стихе размер может колебаться по стопности. Вот двустопный ямб:
Играй, Адель,
Не знай печали.
Хариты, Лель
Тебя венчали
И колыбель Твою качали.
(Пушкин).
Аналогично строится и хорей:
Иль чума меня подцепит,
Иль мороз окостенит,
Иль мне в лоб шлагбаум влепит
Непроворный инвалид.
(Пушкин)
В первой строке ударения падают на третий, пятый и седьмой слоги, во второй — на третий и седьмой, а в третьей — на третий, пятый и седьмой и, наконец, в четвертой — на третий и седьмой. Как видим, опять та же закономерность — ударения падают на нечетные слоги.
Именно эта закономерность и создает основной принцип выделения так называемых «двусложных размеров » силлабо-тонической системы русского стихосложения.
Другой раздел ее составляют три трехсложных размера , то есть размеры, где одно ударение приходится на три слога. Поскольку такое распределение ударений соответствует нормам русского языка, трехсложные размеры, как правило, выдерживают такое чередование: ударный слог, а следом за ним два безударных.
Дактиль начинается с ударного слога:
Тучки небесные, вечные странники,
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники,
С милого севера в сторону южную.
(Лермонтов)
В амфибрахии чередование ударных и безударных слогов такое: безударный, ударный, безударный, и снова — безударный, ударный, безударный:
Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хазарам:
Их села и нивы за буйный набег
Обрек он мечам и пожарам.
(Пушкин).
И, наконец, анапест, где ударный слог замыкает группу из двух безударных:
Сжала руки под темной вуалью…
«Отчего ты сегодня бледна?»
— Оттого что я терпкой печалью
Напоила его допьяна.
(Ахматова).
«Побочные» ударения в трехсложных размерах встречаются гораздо чаще, где, однако, регулярность ритмообразующих ударений слишком сильна и подчиняет себе все появляющиеся «незаконные» ударения:
Содрогаясь от мук, пробежала над миром зарница,
Тень от тучи легла, и слилась, и смешалась с травой.
Все труднее дышать, в небе облачный вал шевелится.
Низко стелется птица, пролетев над моей головой.
(Заболоцкий).
В этих стихах, написанных пятистопным анапестом, даже не сразу замечаешь, что на слове «тень» во втором стихе, на слове «в небе» (имеется в виду слово фонетическое, а не грамматическое) в третьем и на слове «низко» в четвертом стихе находятся ударения, не вписывающиеся в схему размера — настолько они подчинены ритмической инерции анапеста. В стопе анапеста первый слог потому и называют полуударным.
Не пропадет ваш пылкий труд,
Тропа не зарастет травою.
И я того от вас не скрою,
Что жду я: «белый,» «вольный» стих!
И пусть нам ветер друг затих,
Там, за стеклом увы! оконным…
И жду страниц я обновленных,
Не обессудь!
После тонического стихосложения поведую и о белом, и о вольном, и о свободном стихотворениях и даже о логаэде. За оценку спасибо!
О логаэде я читал… и о клаузулах, обо всем. Вот, терцины меня заинтересовали. Да и сам сонет очень вкусное «блюдо»! 5-6 стопным ямбом. // Важны различия. Не то, что «как?», а в чем разница, (в чем отличие?) Что необходимо, что бы не путаться? (Сожалею, что нет возможности показать на каждом примере разметку стоп, хотя примеров в учебниках много и они практически повторяют др. друга.)
Мне не понятны слова: разметка стоп. Терцины — одна из многочисленных разновидностей строф. Известны ещё с древней Италии, но стали особенно популярны после «Божественной комедии» Данте. В русской поэзии популярностью не отличались, да и до сих пор не отличаются.
не удачный пример. (картинки)
Даже известные стиховеды-профессионалы каждый по своему изображает графически ударные и безударные слоги. Я их изображаю соответственно так: — безударный, / ударный. Это не имеет никакого значения.
Согласен!
Мне не понятны эти таблицы и обозначения в них. Я этим не пользуюсь.
В этих таблицах всё просто если знаешь правила стихосложения силлабо-тоники, только иногда они выдают не совсем точный результат(если поставишь разбор на ручной, он будет отличаться от автоматического)
не глаголь о том чего не знаешь, Лебедев. Эта прога не работает так, как тебе кажется. Она в ручном режиме. (Иди в Робот. =)
Я ей пользуюсь, проверяю свои и стихи классиков(хочешь твои проверю, ты же классик)
Лебедев, не знаешь, где бабочек собирают?
НЕЖЕНИН, ВОТ ТВОЙ СТИШОК, РОБОТ ПРОВЕРИЛ. ЛОВИ
Тебя я нюхала любовно
-! ! !— -!- (9 слогов)
Тебя я нюхаю всегда
-! ! !— -! (8 слогов)
Нюхну и мне уже довольно
-! ! ! -! -!- (9 слогов)
И даже тень Хоть иногда
!- ! ! —! (8 слогов)
Тип текста ямб с вероятностью 97%
-!!!—!-
-!!!—!
-!!!-!-!-
!-!!—!
Тебя -!
я !
нюхала !—
любовно -!-
Тебя -!
я !
нюхаю !—
всегда -!
Нюхну -!
и !
мне !
уже -!
довольно -!-
И
даже !-
тень !
Хоть !
иногда —!
чушь! совсем нет
-/|-/|/—|— 3-стопный дольник
/—|/—|— 2-стопный дольник …
у тебя не может быть такой проги…
Очень интересно. Спасибо.
Рад безмерно!!! Я не могу комментировать стихи, содержащие грубые технические промахи, т.к. люди по разному воспринимают критику. Обжигался не единожды. А так я косвенным образом намекаю, что предписывает вековая практика русского стихосложения.
Здравствуйте! Написала Вам большое сообщение, да всё стёрла. Если Вас не затруднит, не могли Бы Вы посмотреть мои стихи и как-то их прокомментировать. Я в данный момент, не могу сказать, что это было всегда, открыта конструктивной критике.Спасибо
Сижу и плачу…. Зачем Большоееее? Достаточно маленького: SOS !
Завидуешь, чтоль?
Нисколечко. Наоборот послушаю, если не пропущу сеанс связи.
Сеанс уже пошёл.
Дайте ссылку. Плиз.
С удовольствием утёрла б Ваши слёзы, драгоценный Вы наш. Куда ни зайди, везде на Вас наткнешься. И это приятно.
Я уже не плачу, Спасибо, и вам уже все отписал, как подобает, куда вложил свою драгоценнейшую мысль «об экскурсоводе.» Мир вам!
Спокойной ночи!
Спасибо!
Обидно (. Больше, пожалуйста, не стирайте. Стихи Ваши посмотрю. Только не обижайтесь, если буду указывать на промахи в технике.
Конструктивная критика будет тогда, когда Вы хотя бы азы стихосложения выучите ( хотя бы АЗЫ, сложности стихосложения потом)
Если, Вячеслав, это относится ко мне, то уверяю Вас, что АЗОв я уже нахватался ))).
Лебедев, я не вижу ни одного стиха нового с датой от 02.08.20 года?
Ну-ка покажи АЗЫ? Только не робота, я его распознаю.