О стихосложении

От автора статьи: Статья написана по ряду источников, которые можно найти в Яндексе. «Тоническое стихосложение в литературе».
В статью включены сведения из истории русской литературы…  (Википедия)

 

Тоническое стихосложение (от греч. τόνος – тон, ударение), стихосложение, основанное на соизмеримости строк по числу ударений, т. е. полнозначных слов (изотонизм); количество безударных слогов между ударными произвольно. (Большая российская энциклопедия.  2016).

ДОЛЬНИК (па­уз­ник), рус. сти­хотв. раз­мер. За­ни­ма­ет про­ме­жу­точ­ное по­ло­же­ние ме­ж­ду сил­ла­бо-то­ни­че­ской и чис­то-­то­ни­че­ской сис­те­ма­ми сти­хо­сло­же­ния. Как и сил­ла­бо-то­ни­че­ские раз­ме­ры, Д. име­ет ощу­ти­мый внутр. ритм, об­ра­зуе­мый че­ре­до­ва­ни­ем силь­ных мест (ик­тов) и сла­бых мест (ме­ж­ду­ик­то­вых ин­тер­ва­лов); силь­ным мес­там со­от­вет­ст­ву­ют, как пра­ви­ло, удар­ные сло­ги, сла­бым – без­удар­ные. Но объ­ём ме­ж­ду­ик­то­вых ин­тер­ва­лов в Д. в от­ли­чие от сил­ла­бо-то­ни­че­ских раз­ме­ров не по­сто­ян­ный, а пе­ре­мен­ный и ко­леб­лет­ся в диа­па­зо­не 1–2 сло­гов; разл. со­че­та­ния 1- и 2-слож­ных ин­тер­ва­лов об­ра­зу­ют рит­мич. ва­риа­ции Д. В чте­нии раз­ни­ца объ­ё­мов 1- и 2-слож­ных ин­тер­ва­лов мо­жет ком­пен­си­ро­вать­ся как рас­тя­же­ни­ем сло­гов, так и по­яв­ле­ни­ем па­уз ме­ж­ду сло­ва­ми. В рус. по­эзии пер­вые по­пыт­ки при­ме­не­ния Д. по­яв­ля­ют­ся в ро­ман­тич. ли­ри­ке 19 в. (М. Ю. Лер­мон­тов, А. А. Гри­горь­ев, А. А. Фет); его ак­тив­ное ис­поль­зо­ва­ние на­чи­на­ет­ся в 20 в. (по­сле А. А. Бло­ка и А. А. Ах­ма­то­вой). (Большая российская энциклопедия. 2004 г).

Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.
(А. Блок)

Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
(А.А. Ахматова)

 

ТАКТОВИ́К, один из ви­дов рус. то­ни­че­ско­го сти­хо­сло­же­ния; за­ни­ма­ет про­ме­жу­точ­ное ме­сто ме­ж­ду бо­лее стро­гим доль­ни­ком и бо­лее сво­бод­ным ак­цент­ным сти­хом. В наи­бо­лее ус­та­но­вив­шей­ся тер­ми­но­ло­гии – это стих, в ко­то­ром объ­ём без­удар­ных ин­тер­ва­лов ме­ж­ду не­су­щи­ми рит­мич. уда­ре­ние силь­ны­ми мес­та­ми (ик­та­ми) ко­леб­лет­ся в диа­па­зо­не трёх ва­ри­ан­тов: 1–2–3 сло­га (ре­же 0–1–2 сло­га); про­пус­ки уда­ре­ний на силь­ных мес­тах ред­ки, за­то в 3-слож­ных ин­тер­ва­лах час­ты из­бы­точ­ные уда­ре­ния на сред­нем сло­ге. Стих, близ­кий к Т., встре­ча­ет­ся в нар. по­эзии и её лит. ими­та­ци­ях («Пес­ни за­пад­ных сла­вян» А. С. Пуш­ки­на); соз­на­тель­ная раз­ра­бот­ка его в рус. ли­ри­ке на­чи­на­ет­ся с 1900-х гг.; окон­ча­тель­но скла­ды­ва­ет­ся в 1920-е гг. (Большая российская энциклопедия. 2007 – 2017 гг).

Тактовиком написана «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина, «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», М.Ю. Лермонтова., В ХХ веке этим размером писали: З. Гиппиус, Блока, Гумилёва, Георгия Иванова, Есенина, позднее у советских поэтов-«шестидесятников», и в особенности у Бродского и поэтов его круга.

Я мечтою ловил уходящие тени,
Уходящие тени погасавшего дня;
Я на башню всходил и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.
(К. Бальмонт)

Ты куда, удалая ты башка?
Уходи ты к лесу темному пока:
Не сегодня-завтра свяжут молодца.
Не ушел ли ты от матери-отца?
Не гулял ли ты за Волгой в степи?
Не сидел ли ты в остроге на цепи?
(Я. Полонский «Беглый»)

Встала в сияньи. Крестила детей.
И дети увидели радостный сон.
Положила, до полу клонясь головой,
Последний земной поклон.
(А.А. Блок «Из газет»)

АКЦЕНТНЫЙ СТИХ, ос­нов­ная фор­ма то­ни­че­ско­го сти­хо­сло­же­ния: стих, в ко­то­ром уре­гу­ли­ро­ва­но толь­ко чис­ло уда­ре­ний (т. е. фо­не­ти­че­ских слов) в стро­ке, а чис­ло без­удар­ных ме­ж­ду уда­ре­ния­ми сво­бод­но ко­леб­лет­ся в пре­де­лах ес­те­ст­вен­ных дан­ных язы­ка (в рус. яз. обыч­но 0–4 сло­га. Гра­ни­ца ме­ж­ду А. с. и бо­лее уре­гу­ли­ро­ван­ным так­то­ви­ком (где ко­ле­ба­ние чис­ла без­удар­ных ме­ж­ду уда­ре­ния­ми 1–3 сло­га) у мн. по­этов не­твёр­дая. Са­мые упот­ре­би­тель­ные раз­ме­ры – 4- и 3-удар­ный А. с. (часто в че­ре­до­ва­нии 4–3–4–3). Наи­бо­лее стро­го ор­га­ни­зо­ван А. с. с пар­ной риф­мов­кой (ра­ёш­ный стих), наи­бо­лее воль­но – А. с. не­риф­мо­ван­ный (сво­бод­ный стих). В рус. по­эзии А. с. ши­ро­ко рас­про­стра­нён в на­род­ном сти­хо­сло­жении, в до­сил­ла­би­че­ском сти­хе 17 в.; за­ни­ма­ет вид­ное ме­сто у В. В. Мая­ков­ско­го (на­ря­ду с доль­ни­ком и воль­ным хо­ре­ем) и др. по­этов 20 в. (Большая российская энциклопедия. 2007 – 2017 гг).

Так писали Блок, Маяковский, Цветаева, Вознесенский, Бродский и другие поэты.

 
От здания к зданию (2)
Протянут канат. (2)
На канате — плакат: (2)
«Вся власть Учредительному Собранию!» (3)
Старушка убивается — плачет, (3)
Никак не поймет, что значит, (3)
На что такой плакат, (3)
Такой огромный лоскут? (3)
Сколько бы вышло портянок для ребят, (4)
А всякий — раздет, разут . . . (3)
(А. Блок. «Двенадцать»)

 

Вашу мЫсль, мечтАющую на размягчЁнном мозгУ,
как вЫжиревший лакЕй на засАленной кушЕтке,
буду дразнИть об окровАвленный сЕрдца лоскУт:
дОсыта изъиздевАюсь, нахАльный и Едкий.
У менЯ в душЕ ни однОго седОго вОлоса,
и стАрческой нЕжности нЕт в нЕй!
МИр огромИв мОщью гОлоса,
идУ — красИвый, двадцатИдвухлЕтний.
(Маяковский. «Облако в штанах»)

Около океана, при свете свечи; вокруг
поле, заросшее клевером, щавелем и люцерной.
Ввечеру у тела, точно у Шивы, рук,
дотянуться желающих до бесценной.
Упадая в траву, сова настигает мышь,
беспричинно поскрипывают стропила.
В деревянном городе крепче спишь,
потому что снится уже только то, что было.
Пахнет свежей рыбой, к стене прилип
профиль стула, тонкая марля вяло
шевелится в окне; и луна поправляет лучом прилив,
как сползающее одеяло.
(И. Бродский, 1975)

С точки зрения воздуха, край земли
всюду. Что, скашивая облака,
совпадает — чем бы не замели
следы — с ощущением каблука.
Да и глаз, который глядит окрест,
скашивает, что твой серп, поля;
сумма мелких слагаемых при перемене мест
неузнаваемее нуля.
И улыбка скользнет, точно тень грача
по щербатой изгороди, пышный куст
шиповника сдерживая, но крича
жимолостью, не разжимая уст.
(И.Бродский, 1975 – 1976)

 

СВОБОДНЫЙ СТИХ, вер­либр (франц. vers libre), стих, не имею­щий мет­ра и риф­мы и от­ли­чаю­щий­ся от про­зы толь­ко на­ли­чи­ем за­дан­но­го чле­не­ния на сти­хо­вые от­рез­ки (от­ме­чен­но­го в пись­мен­ном тек­сте обыч­но гра­фич. рас­по­ло­жени­ем строк, в уст­ном – на­пе­вом). Из­вес­тен в ср.-век. ли­тур­гич. по­эзии (в т. ч. ста­ро­сла­вян­ской, где он раз­вил­ся при раз­ло­же­нии сил­ла­бич. ан­ти­фон­но­го сти­ха); был воз­ро­ж­дён нем. пред­ро­ман­ти­ка­ми, У. Уит­ме­ном и франц. сим­во­ли­ста­ми; в 20 в. по­лу­чил мас­со­вое рас­про­стра­не­ние во всей ми­ро­вой по­эзии. В рус. по­эзии С. с. по­яв­ля­ет­ся в пе­ре­во­дах и сти­ли­за­ци­ях в сер. 19 в.; клас­сич. об­раз­цы – у А. А. Бло­ка («Она при­шла с мо­ро­за…», 1908) и М. А. Куз­ми­на («Алек­сан­д­рий­ские пес­ни», 1906); раз­ра­ба­ты­ва­ет­ся мно­ги­ми совр. рус. по­эта­ми. Рус. С. с. обыч­но име­ет вид воль­но­го (т. е. не­рав­но­удар­но­го) бе­ло­го (т. е. не­риф­мо­ван­но­го) ак­цент­но­го сти­ха, но ино­гда да­ёт и бо­лее стро­гие фор­мы (воль­ный бе­лый доль­ник у А. А. Фе­та и др.). (Большая российская энциклопелия. 2007 – 2017 гг.)

Она пришла с мороза,
Раскрасневшаяся,
Наполнила комнату
Ароматом воздуха и духов…
(А.А. Блок)

guest
12 комментариев
старее
новее
Inline Feedbacks
View all comments
Стоик
ADMIN
14.01.2024 18:45

Здесь, Лёва, я тебе так скажу. Вырванный контекст из общего текста в угоду себе любимому. Удобно, чтоб не искать среди всего текста? Да, ради бога, пользуйтесь, наслаждайтесь удобством быстрого поиска всего «что нужно», только на благо, лишь бы сами разобрались что? и почему? и как?
Был вопрос и была сказано: «не догма». Конечно же не догма! И её быть ни как не может. Всё течет и развивается!
Ибо, «ДО́ГМА, 1. Положение, принимаемое за непреложную истину, неизменную при всех обстоятельствах. 

Last edited 3 месяцев назад by Стоик
Стоик
ADMIN
15.01.2024 01:48

ссылка это вот, смотрите, как она выглядит:
https://stihiru.pro/?p=216870#comment-63683 — это ссылка на эту страницу. А по Вашей статье, нужна такая же, откуда был взят текст для неё??? https://s — коды, а не название…
И кто автор?? строк ваших. НЕ вы же их составляли?
КТО АВТОР?

Last edited 3 месяцев назад by Стоик
Стоик
ADMIN
Ответ на  zazelev
15.01.2024 19:57

Всё это есть в Справочнике по стихосложению (В.В. Онуфриев). Повторено и расписано в Учебнике Т.Скоренко ещё лучше, как по мне. (Удобнее).
Зачем расписывать столько раз?! Скажи мне: Зачем Вильгельму Теллю выпускать два десятка стрел «в молоко», если достаточно одного выстрела «в яблочко»??! Зачем?! Кто-то защищает диплом и статья ему на благо, и только, редко какая мышь пробежит по пергаменту..

LRT.
15.01.2024 23:01

Большая благодарность, Лев Константинович, за проделанный серьёзный труд в изложении этих материалов!
А также за наслаждение от Ваших стихов!
И за столь отрадный пример мощного творческого долголетия!

Стоик
ADMIN
Ответ на  zazelev
16.01.2024 14:38

В идиотизме многих дней, И в творчестве иных поэзий, Спешат, как можно побыстрей, Без препинаний, до «амнезий..»  …. А вот ещё «особое мнение инета»: «В конце строк песни не должно быть точек или запятых. Единственные допустимые знаки пунктуации в конце строк — восклицательный и вопросительный знаки.» — вопреки Правил и благоразумия. (не буду указывать автора, потому что выеденного яйца не стоит.) Порождая не нужные споры и мнения. «Ах! как Правила надоели! Давайте похе..им всё что нажито непосильным трудом!» Потому что не читал их и не учил никогда! Потому как тыкать пальчиком в одном регистре проще и быстрее. Потому что …… Подробнее »

Стоик
ADMIN
Ответ на  zazelev
16.01.2024 16:45

Это в кои веки, Лёва прочел, находясь на сайте длительное время? О, талантах, конечно, много чуши высказал, да ладно. Твоё Имхо, есть твоё Имхо. Человеку привыкшему к труду, научиться сочинять правильно не составляет особого труда, на то он и труд. А вот, рядить строчки лишь бы рядить, особого и ума то не надо! Как многие уверены, что пишут стихи! Дудки! Подобие им, ибо… очень много «ибо» нужно провести сквозь себя. Ты иной путь тоникой предлагаешь? Потому что «устал» метром мерить? Иди стезёй, кто мешает? На то и свобода в творчестве… В ТВОРЧЕСТВЕ, а не в «складывании строчек», в соразмерности их,… Подробнее »

LRT.
Ответ на  zazelev
16.01.2024 15:20

Интересно Ваше мнение по поводу таких суждений: Устоявшиеся (и установленные!) правила стихосложения — только РЕКОМЕНДАЦИИ (но никак НЕ ДОГМЫ!), следование которым помогает выстраивать слова и предложения наиболее благоприятным для восприятия образом. Позволить себе нарушать эти привычные схемы, при этом не ослабляя, а напротив, даже усиливая выразительность и эффект воздействия — способны только наиболее одарённые… (так могут возникать новые схемы — которые будут затем осваиваться другими авторами, но, как правило, это эксклюзив). И еще: Критерий художественности (в произведениях литературного, музыкального, изобразительного творчества) — наличие свойств жизненности (энерго-информационной составляющей), сотворённых в особом душевном состоянии и выраженных единственно возможным способом. В поэзии —… Подробнее »

Стоик
ADMIN
Ответ на  LRT.
16.01.2024 16:23

(Чтите первый коммент.)

Ната
16.01.2024 14:30

Спасибо, Лев. 👍 
Будем изучать. =))))

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
*
Генерация пароля
12
0
Прокомментировать...x
()
x