Они любили друг друга, но ни один
не желал признаться в этом другому.
Генрих Гейне
Они любили друг друга так долго и нежно,
С тоской глубокой и стастью безумно-мятежной!
Но, как враги, избегали признанья и встречи,
И были пусты и хладны их краткие речи.
Они расстались в безмолвном и гордом страданье
И милый образ во сне лишь порою видали.
И смерть пришла: наступило за гробом свиданье…
Но в мире новом друг друга они не узнали.
Анализ стихотворения «Они любили друг друга так долго и нежно» Лермонтова
Проблема любви в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Они любили друг друга так долго и нежно…»
Михаил Юрьевич Лермонтов основой своих стихотворений использовал зачастую именно проблему отверженной или несчастной любви, вкладывая в них олицетворение себя в собственной жизни. Романтика и любовь были смыслом жизни Лермонтова и тем, что губило эту жизнь.
Стихотворение «Они любили друг друга так долго и нежно…» написано в 1841 году, примерное время: май-июль, накануне гибели Лермонтова. Это стихотворение является вольным переводом стихотворения немецкого поэта Генриха Гейне, но из оригинала Михаил Юрьевич взял лишь первые строки в качестве эпиграфа. Также в своих черновиках Лермонтов не указывает, что стихотворение-перевод, напротив, он старался как можно больше исказить оригинал под свою авторскую идею.
Главным мотивом «Они любили друг друга так долго и нежно…» разобщённость влюблённых людей, он характерен для всего творчества Лермонтова. Проблема скрытности факта влюблённости, страшась не взаимности актуальна и по сей день и будет актуальной в будущем. Эти страхи появляются от того, что люди, зачастую, впервые влюбившись, обжигаются безразличием и грубостью. Лирические герои, видимо, именно с этим столкнулись в прошлом, поэтому «как враги, избегали признанья и встречи, /И были пусты и хладны их краткие речи…». Концовку Михаил Юрьевич пишет собственную, отличную от оригинала: «И смерть пришла: наступило за гробом свиданье…/Но в мире новом друг друга они не узнали». Этим финалом Лермонтов делает трагедию разобщённой, несказанной любви вечной, смерть героев не избавляет их от любви, а напротив, предстаёт в качестве бесконечного продолжения тех страданий, что начались при жизни, пока ты жив, для тебя открыты все двери, нужно рисковать и действовать без сожаления, иначе в конце, оглянувшись, поймёшь, что прожил зря и утратил много возможностей.