Михаил Лермонтов — Ангел

По небу полуночи ангел летел,
И тихую песню он пел,
И месяц, и звезды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.

Он пел о блаженстве безгрешных духов
Под кущами райских садов,
О Боге великом он пел, и хвала
Его непритворна была.

Он душу младую в объятиях нес
Для мира печали и слез;
И звук его песни в душе молодой
Остался — без слов, но живой.

И долго на свете томилась она,
Желанием чудным полна,
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.

© Автор: Лермонтов Михаил Юрьевич

Анализ стихотворения «Ангел» Лермонтова

Стихотворение “Ангел” изучается на уроках литературы в 7 классе. В нашей статье вы сможете ознакомиться с полным и кратким анализом “Ангел” по плану.

Краткий анализ

История создания – стихотворение написано в 1831 году, основано на воспоминаниях поэта о матери.

Тема – тема человеческого одиночества, поэта и толпы и веры.

Композиция – четыре четверостишия, описывающих историю начала земной жизни новой души.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – разностопный амфибрахий (в основном – трёхстопный), парная рифмовка (ААВВ), женская и мужская рифмы.

Метафоры – “и месяц, и звёзды, и тучи толпой”, “мир печали и слёз”.

Эпитеты – “чудное желание”, “молодая душа”, “святая песня”, “безгрешные души”, “райские сады”, “непритворная хвала”, “скучные песни”.

Антитеза – “скучные песни земли” и “ангела песня святая”.

История создания

Доподлинно не известно, что послужило мотивом к созданию автором стихотворения “Ангел”. По одной из версий, Лермонтов соотносит образ ангела с образом своей матери Марии Михайловне, которая умерла, когда мальчику было три года. Её колыбельная, чистые и светлые воспоминания, нежность и теплоту поэт помнил всю жизнь. Написанное в шестнадцатилетнем возрасте (1831 год) стихотворение, поэт отобрал для печати в своём единственном сборнике стихотворений. Оно было очень значимо для автора, имело некий особый смысл и характер для всего творчества поэта. Впервые опубликовано оно было в 1839 году. Образ матери, несущей новую жизнь, отождествляется с прекрасным ангелом, который стал главным героем стихотворения.

Тема

В стихотворении затронуто несколько тем: одиночество, поэт и толпа, вера. Тема одиночества развивается во всём творчестве Лермонтова: поэт, талант, изгнанник – всегда одинок; непонимание и осуждение, зависть и презрение – судьба талантливого человека. В стихотворении упоминается, что “младую душу” ждёт “мир печали и слёз”, “песни земли” будут ей неинтересны, она другого сорта. Эта тема сливается с темой поэта и толпы, ведь душа всю свою жизнь томилась желанием создать те чудные мотивы, которые когда-то слышала, человеческого счастья невозможно обрести, имея высокую и непонятную обычным людям цель. Тема веры особенно ярко звучит в стихотворении. Ангел, воспевает Бога живой, “непритворной” хвалой, чувствуется иная, лучшая реальность, сокрытая от человека. Лирический герой покорно отдаёт душу в мир, где его ждёт земная жизнь, понимая, какой нелёгкой будет его доля. Он выполняет волю Всевышнего, таков порядок. Главная мысль стихотворения – показать рождение новой души, чьё ремесло будет состоять в том, чтобы описать ту красоту и величие мира, которую когда-то показал ей ангел.

Композиция

Стихотворение состоит из четырёх строф, объединённых общим движением сюжета. В первой строфе лирический герой передаёт образ небес, где летит ангел, поющий песню, ему “внимают” луна, звёзды и тучи. Вторая строфа повествует о содержании ангельских песнопений. Третья – создаёт картину, на которой ангел несёт новую душу для земной жизни, которая вот-вот начнётся. В заключительной строфе сосредоточена нерешаемая проблема: этот человек будет всю свою жизнь томится в поисках: “и звуков небес заменить не могли ей скучные песни земли”. Стихотворение написано в форме, характерной для романтического направления.

Жанр

Произведение молодого автора можно отнести к жанру элегии. Это подтверждается наличием возвышенного стиля, аналогичной лексики, песенность и общим пафосом стиха. Стихотворный размер – разностопный амфибрахий, в основном – трёхстопный. Рифмовка – парная (ААВВ). Такое сочетание рифмовки и размера очень музыкальное, отличается мягкостью и песенностью. Не зря произведение положено на музыку многими композиторами.

Средства выразительности

Традиционны для Лермонтова образные, живые эпитеты: “чудное желание”, “молодая душа”, “святая песня”, “безгрешные души”, “райские сады”, “непритворная хвала”, “скучные песни”. Интересна метафора, объединяющая небесные объекты в “толпу”, именно так на небе и располагаются месяц, звёзды и тучи. В первой и в последней строфе стихотворения анафора придаёт ему музыкальность и элегичность: “и тихую песню он пел, и месяц, и звезды, и тучи толпой…”, “И долго на свете томилась она, желанием чудным полна, и звуков небес заменить не могли ей скучные песни земли…”. Инверсия в предложениях делает лирическое повествование более торжественным, возвышенным, помогает выделять интонационно важные мысли: “О Боге великом он пел, и хвала его непритворна была”. Антитеза, подчинённая общей идее стихотворения, подчёркивает контраст между “святой песнью” ангела и “скучными песнями земли”. Само описание “блаженства небес” противопоставлено миру “печали и слёз”, что придаёт элегии философскую направленность, связанную с библейскими мотивами.

guest
2 комментариев
старее
новее
Inline Feedbacks
View all comments
Нонна Роженецкая
15.09.2021 09:45

Странное ощущение оставило у меня это стихотворение. С одной стороны, нет сомнений в его поэтичности. А с другой, — ударение в конце первой строки второго катрена («…безгрешных духОв») вызовет у моих современников протест. Есть все-таки разница между «дУхами» и «духАми». Думаю, что для Лермонтова это было не так важно. В целом же посыл этой элегии прекрасен.

Стоик
ADMIN
Ответ на  Нонна Роженецкая
15.09.2021 11:29

Тогда на эти вещи иначе смотрели. В целом диалекты и язык меняются через каждые 25 лет.

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
*
Генерация пароля
2
0
Прокомментировать...x
()
x