Логаэд – это стих с упорядоченным чередованием разных силлабо-тонических стоп (например, анапест + ямб + анапест + ямб). То есть в одной строке стихотворения между ударными слогами могут быть как по одному, так и по двум безударных слогов. По этой причине логаэд можно рассматиривать и как дольник с упорядоченным расположением ударных и безударных слогов и как классический силлабо-тонический стих с регулярными стяжениями трёхсложных стоп (т.е. с пропусками безударных слогов). Логаэд – строгий метр, во всех строфах соответствующие строки написаны по одной схеме.
Логаэды знала уже античная поэзия, в XIX веке они были популярны в Германии, но в русской поэзии до XX их было относительно мало, хотя известны логаэды, написанные Ломоносовым. В XX веке логаэды оказались активно воспринятыми русской культурой, их ритмические возможности проявились в полной мере:
По холмам – круглым и смуглым,
Под лучом – сильным и пыльным,
Сапожком – робким и кротким —
За плащом – рдяным и рваным.
По пескам – жадным и ржавым,
Под лучом – жгучим и пьющим,
Сапожком – робким и кротким —
За плащом – следом и следом.
По волнам – лютым и вздутым,
Под лучом – гневным и древним,
Сапожком – робким и кротким —
За плащом – лгущим и лгущим. (М. И. Цветаева)
Как видим, каждая строка построена по одной метрической схеме: —//—/-, т.е. анапест + хорей + амфибрахий. И в то же время стихотворение сразу обретает неповторимый ритмический рисунок, выделяется из всей русской поэзии. Это происходит потому, что чередование разных стоп в стихе на порядок повышает возможное число сочетаний, поэт может услышать и выразить неповторимый ритм каждого стихотворения.
Если, например, озвучить только метрическую схему известного стихотворения (текста песни) Р. Рождественского, мы узнаем его, даже если не слышим слов:
Я сегодня до зари встану.
По широкому пройду полю…
Что-то с памятью моей стало,
Все, что было не со мной – помню.
Бьют дождинки по щекам впалым,
Для вселенной двадцать лет – мало,
Даже не был я знаком с парнем,
Обещавшим: «Я вернусь, мама!»
Схема логаэда — / — / — / / — (анапест +ямб +ямб + хорей) хорошо ассоциируется именно с этим текстом.
В строфическом стихотворении в строфе могут быть строчки с разным расположением стяжений, однако между собой строфы не должны отличаться по структуре.
Интересная тема. Сейчас почитываю стихи одной дамы, так у неё стабильно строка идёт анапестом, а последняя стопа — амфибрахием.
По поводу стихов Р. Рождественского — посмотрите разбор в конце вот этой странички:
http://www.ritminme.ru/o-programme/alittle
Как Вы его прокомментируете?