Цитаты Льва Толстого

Стихи Льва Толстого ← полный список стихотворений поэта.


  1. Каждый хочет изменить человечество, но никто не задумывается о том, как изменить себя.
  2. Больше всего говорит тот, кому нечего сказать.
  3. Люди как реки: вода во всех одинакая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то чистая, то холодная, то мутная, то теплая. Так и люди. Каждый человек носит в себе зачатки всех свойств людских и иногда проявляет одни, иногда другие и бывает часто совсем непохож на себя, оставаясь все между тем одним и самим собою.
  4. Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.
  5. Все приходит к тому, кто умеет ждать.
  6. У самого злого человека расцветает лицо, когда ему говорят, что его любят. Стало быть, в этом счастье…
  7. Величайшие истины — самые простые.
  8. Дело не в том, чтобы знать много, а в том, чтобы знать из всего того, что можно знать, самое нужное.
  9. Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься.
  10. Мир движется вперёд благодаря тем, кто страдает.
  11. Люди часто гордятся чистотой своей совести только потому, что они обладают короткой памятью.
  12. Всегда кажется, что нас любят за то, что мы хороши. А не догадываемся, что любят нас оттого, что хороши те, кто нас любит.
  13. Нет того негодяя, который, поискав, не нашел бы негодяев в каком-нибудь отношении хуже себя и который поэтому не мог бы найти повода гордиться и быть довольным собой.
  14. Пора перестать ждать неожиданных подарков от жизни, а самому делать жизнь.
  15. Война — такое несправедливое и дурное дело, что те, которые воюют, стараются заглушить в себе голос совести.
  16. Нет в мире прекраснее чувства, чем ощущение, что ты сделал людям хоть каплю добра.
  17. Это самое ужасное рассуждение: если я не могу всего — значит, я ничего не буду делать.
  18. Зло только внутри нас, то есть там, откуда его можно вынуть.
  19. Все строят планы, и никто не знает, проживёт ли он до вечера.
  20. Всякий пусть метет перед своей дверью. Если каждый будет делать так, вся улица будет чиста.
  21. Осуждение другого всегда неверно, потому что никто никогда не может знать того, что происходило и происходит в душе того, кого осуждаешь.
  22. Человек должен быть всегда счастливым; если счастье кончается, смотри, в чем ошибся.
  23. Часто слышишь, что молодежь говорит: я не хочу жить чужим умом, я сам обдумаю. Зачем же тебе обдумывать обдуманное. Бери готовое и иди дальше. В этом сила человечества.
  24. Нет таких условий, к которым человек не мог бы привыкнуть, в особенности если он видит, что все окружающие его живут так же.
  25. Говори о том только, что тебе ясно, иначе молчи.
  26. Большая часть мужчин требует от своих жен достоинств, которых сами они не стоят.
  27. Можно делать добро, не имея полного знания того, что есть добро и зло.
  28. Без любви жить легче. Но без неё нет смысла.
  29. Волей-неволей человек должен признать, что жизнь его не ограничивается его личностью от рождения и до смерти и что цель, сознаваемая им, есть цель достижимая и что в стремлении к ней — в сознании большей и большей своей греховности и в большем и большем осуществлении всей истины в своей жизни и в жизни мира и состоит и состояло и всегда будет состоять дело его жизни, неотделимой от жизни всего мира
  30. Ищи лучшего человека среди тех, кого осуждает мир.
  31. Время есть бесконечное движение, без единого момента покоя — и оно не может быть мыслимо иначе.
  32. У меня нет всего, что я люблю. Но я люблю всё, что у меня есть.
  33. Вор не тот, кто взял необходимое себе, а тот, кто держит, не отдавая другим, не нужное себе, но необходимое другим.
  34. Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь, а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь.
  35. Заблуждение не перестает быть заблуждением от того, что большинство разделяет его.
  36. Толстое дерево началось с тонкого прута. Девятиэтажная башня началась с кладки малых кирпичей. Путешествие в тысячу верст начинается с одного шага. Будьте внимательны к своим мыслям — они начало поступков.
  37. Есть такие минуты, когда мужчина говорит женщине больше того, что ей следует знать о нем. Он сказал — и забыл. А она помнит…
  38. Человек подобен дроби: в знаменателе — то, что он о себе думает, в числителе — то, что он есть на самом деле. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь.
  39. Поступайте так, как будто вы один в этом мире, и люди никогда не узнают о вашем поступке.
  40. Каждый мечтает изменить мир, но никто не ставит целью изменить самого себя.
  41. Одно из самых обычных заблуждений состоит в том, чтобы считать людей добрыми, злыми, глупыми, умными. Человек течет, и в нем есть все возможности: был глуп, стал умен, был зол, стал добр, и наоборот. В этом величие человека. И от этого нельзя судить человека. Какого? Ты осудил, а он уже другой. Нельзя и сказать: не люблю. Ты сказал, а оно другое..
  42. Все великие перемены в жизни одного человека, а также и всего человечества, начинаются и совершаются в мысли. Для того, чтобы могла произойти перемена чувств и поступков, должна произойти прежде всего перемена мысли.
  43. Лицемерие людей, не могущих убивать животных, но не отказывающихся от употребления их в пищу, — велико и непростительно.
  44. Перестань говорить тотчас же, когда заметишь, что раздражаешься сам или тот, с кем говоришь. Несказанное слово — золотое.
  45. Я испытываю чувство уничтожения перед ней. Она так невозможно чиста и хороша и цельна для меня. Я не владею ею потому, что не смею, не чувствую себя достойным. Что-то мучает меня. Ревность к тому человеку, который стоил бы ее. Я не стою.
  46. Мысль — начало всего. И мыслями можно управлять. И поэтому, главное дело совершенствования — работать над мыслями.
  47. В минуту нерешительности действуй быстро и старайся сделать первый шаг, хотя бы и неправильный.
  48. Глаза — зеркало души.
  49. Афоризмы — едва ли не лучшая форма для изложения философских суждений.
  50. То, что начато в гневе, кончается в стыде.
  51. Самый верный признак истины — простота и ясность. Ложь всегда сложна, вычурна и многословна.
  52. Какая странность: я себя люблю, а меня никто не любит.
  53. Я вот уже почти год не ем мяса и чувствую себя отлично. Думать, что мясо необходимо, — вздор. Это всего лишь мнение науки, а та всегда рада ухватиться за всякую нелепость. Полмира не ест мяса — и живет прекрасно.
  54. Слово — дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись такого слова, которое разъединяет людей.
  55. Сильные люди всегда просты.
  56. Сила правительства держится на невежестве народа, и оно знает это и потому всегда будет бороться против просвещения. Пора нам понять это.
  57. Церковь. Все это слово есть название обмана, посредством которого одни люди хотят властвовать над другими.
  58. Придумывай себе как можно больше занятий.
  59. Истинная сила человека не в порывах, а в нерушимом спокойствии.
  60. Мы часто повторяем, что о человеке судят по его делам, но забываем иногда, что слово тоже поступок. Речь человека — зеркало его самого. Всё фальшивое и лживое, пошлое и вульгарное, как бы мы ни пытались скрыть это от других, вся пустота, чёрствость или грубость прорываются в речи с такой же силой и очевидностью, с какой проявляются искренность и благородство, глубина и тонкость мыслей и чувств.
  61. Сумасшедшие всегда лучше, чем здоровые, достигают своих целей, Происходит это оттого, что для них нет никаких нравственных преград, ни стыда, ни справедливости, ни даже страха.
  62. Государство, которое плохо относится к животным, всегда будет нищим и преступным.
  63. Тот прав, кто громче и с большей убедительностью крикнет на другого.
  64. Счастлив тот, кто счастлив дома.
  65. Музыка — это стенография чувств.
  66. Чем больше человек проявляет любви, тем больше люди любят его. А чем больше его любят, тем легче ему любить других.
  67. Надо верить в возможность счастья, чтобы быть счастливым.
  68. Бессмертие, разумеется неполное, осуществляется, несомненно, в потомстве.
  69. Единственное условие, от которого зависит успех, есть терпение.
  70. Лучше ничего не делать, чем делать ничего.
  71. У одной девушки спросили, какой самый главный человек, какое самое главное время и какое самое нужное дело? И она ответила, подумав, что самый главный человек тот, с которым ты в данную минуту общаешься, самое главное время то, в котором ты сейчас живешь, и самое нужное дело сделать добро тому человеку, с которым в данную минуту находишься рядом.
  72. Всякое рассуждение о любви уничтожает любовь.
  73. Имей цель для всей жизни, цель для известного времени, цель для года, для месяца, для недели, для дня и для часа, и для минуты, жертвуя низшие цели высшим.
  74. Убивая животных ради пропитания, человек подавляет в себе высшие духовные чувства — сострадание и жалость к другим живым существам, подобным ему, — и, переступая через себя, ожесточает свое сердце. Как можно надеяться, что на земле воцарится мир и процветание, если наши тела являются живыми могилами, в которых погребены убитые животные?
  75. Неужели только затем и явился я на этот короткий промежуток времени в мир, чтобы наврать, напутать, наделать глупостей и исчезнуть.
  76. Из всех усилий самое трудное — воздержание языка. Оно же — самое необходимое.
  77. Притворство доброты отталкивает больше, чем откровенная злоба.
  78. Детей не отпугнешь суровостью, они не переносят только лжи.
  79. Вино губит телесное здоровье людей, губит умственные способности, губит благосостояние семей и, что ужаснее всего, губит душу людей и их потомство.
  80. Часто люди гордятся чистотой своей совести только потому, что они обладают короткой памятью.
  81. Ты говоришь: не стоит делать усилий: сколько ни делай, никогда не достигнешь совершенства. Да ведь дело твое не в том, чтобы достигнуть совершенства, а только в том, чтобы все больше и больше приближаться к нему.
  82. Неясность слова есть неизменный признак неясности мысли.
  83. Спасение не в обрядах, таинствах, не в исповедании той или иной веры, а в ясном понимании смысла своей жизни.
  84. Только знай и верь, что всё, что случается с тобой, ведёт тебя к твоему истинному, духовному благу, и ты будешь встречать болезни, бедность, позор, — всё то, что считается людьми бедствиями, — не как бедствия, а как то, что нужно для твоего блага, как земледелец принимает нужный для его поля дождь, измочивший его, как больной принимает горькое лекарство.
  85. Зерно невидимо в земле, а только из него вырастает огромное дерево. Так же незаметна мысль, а только из мысли вырастают величайшие события жизни человеческой.
  86. Мыслей так много может вмещаться в одно время, особенно в пустой голове.
  87. Описывать жизнь людей так, чтобы обрывать описание на женитьбе, это все равно, что, описывая путешествие человека, обрывать описание на том месте, где путешественник попал к разбойникам.
  88. Смерти нет, а есть любовь и память сердца…
  89. Будь правдив даже по отношению к дитяти: исполняй обещание, иначе приучишь его ко лжи.
  90. Любовь — это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы можем подарить и все же она у тебя остаётся.
  91. Плохо, если у человека нет чего-нибудь такого, за что он готов умереть.
  92. Простота — необходимое условие прекрасного. Простое и безыскусственное может быть нехорошо, но непростое и искусственное не может быть хорошо.
  93. Уметь любить — значит уметь всё.
  94. Одно из самых удивительных заблуждений — что счастье человека в том, чтобы ничего не делать.
  95. Поедание плоти омерзительно, ведь оно подразумевает совершение действия, идущего вразрез с моралью: убийство. Убивая, человек подавляет в себе, без нужды высшую духовную способность, симпатию и жалость к подобным ему живым существам, и, подавляя собственные чувства, он становится жесток.
  96. Мысль должна рождаться в обществе, обработка и выражение ее происходит в одиночестве.
  97. Только отрекаясь от того, что погибнет и должно погибнуть, от нашей животной личности, мы получаем нашу истинную жизнь, которая не погибает и не может погибнуть.
  98. Я должен был пить много чая, ибо без него не мог работать. Чай высвобождает те возможности, которые дремлют в глубине моей души.
  99. Чтобы быть счастливым, нужно постоянно стремиться к этому счастью и понимать его. Оно зависит не от обстоятельств, а от себя.
  100. Чтобы поверить в добро, надо начать делать его.
  101. Радость в жизни — то же самое, что масло в лампе. Как только масла становится мало, сжигается фитиль и, сжигаясь, перестаёт светить и только дымит черным, вонючим дымом.
  102. Слово есть поступок.
  103. В самых лучших, дружеских и простых отношениях лесть или похвала необходимы, как подмазка необходима для колес, чтобы они ехали.
  104. Менее всего просты люди, желающие казаться простыми.
  105. Самосовершенствование уже потому свойственно человеку, что он никогда, если он правдив, не может быть доволен собой.
  106. Настоящее познание дается сердцем. Мы знаем только то, что любим.
  107. В судьбе нет случайностей; человек скорее создает, нежели встречает свою судьбу.
  108. Самая обидная форма эгоизма — это самопожертвование.
  109. У того, кто ничего не делает, всегда много помощников.
  110. Злословие так нравится людям, что очень трудно удержаться от того, чтобы не сделать приятное своим собеседникам: не осудить человека.
  111. Жениться надо никак не по любви, а непременно с расчетом, только понимая эти слова как раз наоборот тому, как они обыкновенно понимаются, т. е. жениться не по чувственно любви и по расчету где и чем жить, а по тому расчету, насколько вероятно, что будущая жена будет помогать, а не мешать жить человеческой жизнью.
  112. Если человек серьёзен и искренен в поисках нравственности, то первое, от чего он должен отвернуться — это мясоедение… Вегетарианство считается критерием, по которому можно распознать, насколько серьёзно и истинно стремление человека к моральному совершенству.
  113. Счастье есть удовольствие без раскаяния.
  114. Живя с людьми, не забывай того, что ты узнал в уединении. И в уединении обдумывай то, что ты узнал из общения с людьми.
  115. Почти всегда, поискав в себе, мы найдем тот же грех, который мы осуждаем в другом. Если же мы не знаем за собой именно того самого греха, то стоит только поискать, и мы найдем еще худший.
  116. Делай, что должно, а там будь что будет.
  117. Трудно представить то благотворное изменение, которое произошло бы во всей жизни людской, если бы люди перестали одурманивать и отравлять себя водкой, вином, табаком и опиумом.
  118. Мы не любим людей не потому, что они злы, а мы считаем их злыми потому, что не любим их.
  119. Я убедился, что учение Церкви есть теоретически коварная и вредная ложь…
  120. Различие между ядами вещественными и умственными в том, что большинство ядов вещественных противны на вкус, яды же умственные, в виде газет и дурных книг, к несчастью, часто привлекательны.
  121. Ищи в других людях всегда хорошую сторону, а не дурную.
  122. Счастье есть совпадение линии жизни с линией идеала.
  123. Люди кажутся друг другу глупы преимущественно от того, что хотят казаться умнее.
  124. Делая добро, будь благодарен за это.
  125. 24 марта. Я её всё больше и больше люблю. Нынче 7-й месяц, и я испытываю давно не испытанное сначала чувство уничтожения перед ней. Она так невозможно чиста и хороша и цельна для меня. В эти минуты я чувствую, что я не владею ею, несмотря на то, что она вся отдаётся мне. Я не владею ею потому, что не смею, не чувствую себя достойным. Я нервно раздражен и потому не вполне счастлив. Что-то мучает меня. Ревность к тому человеку, который вполне стоил бы её. Я не стою.
  126. Для того чтобы продолжать жить, зная неизбежность смерти есть только два средства; одно — не переставая так сильно желать и стремиться достижению радостей этого мира, чтоб всё время заглушать мысль о смерти, другое — найти в этой временной жизни, короткой или долгой, такой смысл, который не уничтожался бы смертью.
  127. Музыка — высшее в мире искусство.
  128. Надо быть, как лампа, закрытым от внешних влияний ветра, насекомых, и при этом чистым, прозрачным и жарко горящим.
  129. Человек обязан быть счастлив. Если он несчастлив, то он виноват. И обязан до тех пор похлопотать над собой, пока не устранит этого неудобства или недоразумения.
  130. Кто усовершенствовался, тот не может верить тому, чтобы это усовершенствование кончилось.
  131. Люди различаются еще тем, что одни прежде думают, потом говорят и делают, а другие прежде говорят и делают, а потом уже думают.
  132. Брак — это такое соединение мужчины и женщины, при котором они обещают друг другу, что если они будут иметь детей, то только друг от друга.
  133. Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего — он упал наземь и притворился мертвым.
    Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.
    Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел.
    Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется: «Ну что, — говорит, — медведь тебе на ухо говорил?»
    «А он сказал мне, что — плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают».
  134. Во всяком деле лучше немного, но хорошего, чем много, но плохого. Так же и в книгах.
  135. Человек немыслим вне общества.
  136. Какой ужасный умственный яд современная литература.
  137. Не говоря уже о любви ко мне, которой нет и следа, ей не нужна и моя любовь к ней, ей нужно одно: чтобы люди думали, что я люблю ее. Ужасно.
  138. Героический выход — по-моему, тот, чтобы священник, собрав своих прихожан, вышел к ним на амвон и вместо службы и поклонов иконам поклонился бы до земли народу, прося прощение у него за то, что вводил его в заблуждение.
  139. Будьте оба осторожны, внимательны больше всего другого к взаимным отношениям, чтобы не закрались привычки раздражения, отчужденности. Нелегкое дело стать одною душою и одним телом. Надо стараться. Но и награда за старание большая. А средство я знаю одно главное: ни на минуту из-за любви супружеской не забывать, не утрачивать любви и уважения, как человека к человеку. Чтобы были отношения, как мужа с женою, — но в основе всего, чтобы были отношения, как к постороннему, к ближнему, эти-то отношения главное. В них держава.
  140. Ум — способность отклоняться от инстинкта и соображать эти отклонения.
  141. Великие предметы искусства только потому и велики, что они понятны и доступны всем.
  142. Полной свободы нет, но человек приближается к свободе по мере соединения своего с Богом разума и любви.
  143. Ужаснейшее, не перестающее, возмутительное кощунство — в том, что люди, пользуясь всеми возможными средствами обмана и гипнотизации, — уверяют детей и простодушный народ, что если нарезать известным способом и при произнесении известных слов кусочки хлеба и положить их в вино, то в кусочки эти входит бог; и что тот, во имя кого живого вынется кусочек, то будет здоров; во имя же кого умершего вынется такой кусочек, то тому на том свете будет лучше; и что тот, кто съест этот кусочек, в того войдет сам бог.
  144. Любить? Всех любить и всегда любить нельзя — не осилишь. Разумеется, это хорошо бы. Но это невозможно, как невозможно не спать. И тот, кто точно любил, знает, и чем сильнее он любил, знает, что этого нельзя. Не достанет внимания. Чтоб полюбить, надо вникнуть в чужую душу. А это труд, для которого нужны силы. А когда их нет, не надо притворяться. Не надо, не вникнув в душу чужую, уверять себя, что я люблю его. Это ложь. Не надо тоже и слегка принять участие в нём, возненавидеть его врагов (это бывает самая обычная форма поверхностной любви). Это похоже на то, как очищаешься от репьев, с одного места отцепишь к другому: — Что-бы любить, нужно внимание, усилие, которое ограничено, и мы не можем всегда владеть им. Когда есть это внимание, слава Богу, и потому надо не тратить эту силу на пустяки, а беречь её. Но когда нет этой силы, то надо не обманывать себя, что любишь, а напрягать все силы на то, чтобы только не не любить, чтобы не допускать себе в душу враждебных чувств.
  145. Патриотизм есть рабство.
  146. Прежде всего надо верить в разум.
  147. Не бойся незнания, бойся ложного знания. От него все зло.
  148. Жениться надо всегда, так же как мы умираем, — то есть только тогда, когда невозможно иначе.
  149. Кратчайшее выражение смысла жизни может быть таким: мир движется и совершенствуется. Главная задача — внести вклад в это движение, подчиниться ему и сотрудничать с ним.
  150. Если жизнь не представляется тебе огромной радостью, то это только потому, что ум твой ложно направлен.
  151. Люди наказываются не за грехи, а наказываются самими грехами. И это самое тяжелое и самое верное наказание.
  152. Труд, труд! Как я чувствую себя счастливым, когда тружусь.
  153. Это ужасно! Не те страдания и гибель живых существ, но то, как человек без нужды подавляет в себе высшее духовное начало, чувство сострадания и жалости по отношению к подобным ему живым существам, — и, попирая собственные чувства, становится жестоким. А ведь как крепка в сердце человеческом эта заповедь — не убивать живое!
  154. Для того чтобы положение людей стало лучше, надо, чтобы сами люди стали лучше. Это такой же труизм, как то, что для того, чтобы нагрелся сосуд воды, надо, чтобы все капли ее нагрелись.
  155. При наличии смерти нужно либо добровольно покинуть жизнь, либо переменить ее, найти в ней тот смысл, который не уничтожался бы смертью.
  156. Не думай, чтобы говорить и делать правду нужно было только в делах важных. Говорить и делать правду нужно всегда, даже в самых пустых делах не позволять себе лжи. Не то важно, что большое или малое зло произойдет от твоей неправды, а то дорого, чтобы самого себя никогда не осквернять ложью.
  157. Надо жить так, чтобы не бояться смерти и не желать её.
  158. Стыд перед людьми — хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой.
  159. Дело жизни, назначение ее — радость. Радуйся на небо, на солнце, на звезды, на траву, на деревья, на животных, на людей. И блюди за тем, чтобы радость эта ничем не нарушалась. Нарушается эта радость, значит, ты ошибся где-нибудь — ищи эту ошибку и исправляй.
  160. Наша жизнь — постоянно бегство от себя, точно угрызения совести преследуют и пугают нас. Как только человек становится на свои ноги, он начинает кричать, чтобы не слыхать речей, раздающихся внутри. В этой боязни исследовать, чтобы не увидать вздор исследуемого, в этом искусственном недосуге, в этих поддельных несчастьях, усложняя каждый шаг вымышленными путами, мы проходим по жизни спросонья и умираем в чаду нелепостей и пустяков, не пришедши в себя.
  161. Цель художника не в том, чтобы неоспоримо разрешить вопрос, а в том, чтобы заставить любить жизнь в бесчисленных, никогда не истощимых всех ее проявлениях.
  162. Человек рождается с судьбой и умирает с судьбой, а жизнь — это отрезок, на котором она воплощается.
  163. Я серьезно убежден, что миром правят совсем сумасшедшие.
  164. Если сила плохих людей в том, что они вместе, то хорошим людям, чтобы стать силой, надо сделать то же самое.
  165. Идеал — это путеводная звезда; без нее нет твердого направления, а нет направления, нет и жизни.
  166. Любовь — это сущность души, она должна укрепиться и очиститься от всех дурных чувств, раздражения и иронии, направленных против человека.
  167. Вера есть понимание смысла жизни и признание вытекающих из этого понимания обязанностей.
  168. Насилие не может быть сделано одним человеком над многими, а только преобладающим большинством, единомышленным в невежестве.
  169. Я уверен, что смысл жизни для каждого из нас — просто расти в любви.
  170. Всякая откровенно выраженная мысль, как бы она ни была ложна, всякая ясно переданная фантазия, как бы она ни была нелепа, не могут не найти сочувствия в какой-нибудь душе.
  171. Вместо того, чтобы учиться жить любовной жизнью, люди учатся летать. Летают очень скверно, но перестают учиться жизни любовной, только бы выучиться кое-как летать. Это все равно, как если бы птицы перестали летать и учились бы бегать или строить велосипеды и ездить на них.
  172. Жизнь как отдельного человека, так и всего человечества есть неперестающая борьба плоти и духа. В борьбе этой дух всегда остается победителем, но победа эта никогда не окончательная, борьба эта бесконечна, она-то и составляет сущность жизни.
  173. Недостаточно быть умным, чтобы жить умно.
  174. Цивилизация шла, шла и зашла в тупик. Дальше некуда. Всё обещали, что наука и цивилизация выведут нас, но теперь уже видно, что не выведет: надо начинать новое…
  175. Если человек научился думать, — про что бы он ни думал, — он всегда думает о своей смерти.
  176. Мы часто смотрим на древних, как на детей. А дети мы перед древними, перед их глубоким, серьезным, незасоренным пониманием жизни.
  177. Есть люди, которые гордятся силою своих желаний, а не силою власти над желаниями.
  178. Если ты что-нибудь делаешь, делай это хорошо. Если же ты не можешь или не хочешь делать хорошо, лучше совсем не делай.
  179. Человек, переставший пить и курить, приобретает ту умственную ясность и спокойствие взгляда, который с новой, верной стороны освещает для него все явления жизни.
  180. По моему мнению, не существует таких обществ, в которых бы существовало более добра, чем зла.
  181. Разница жизни христианских народов от всех других только в том, что в христианском мире закон любви был выражен так ясно и определенно, как он не был выражен ни в каком другом религиозном учении, и что люди христианского мира торжественно приняли этот закон и вместе с тем разрешили себе насилие и на насилии построили свою жизнь. И потому вся жизнь христианских народов есть сплошное противоречие между тем, что они исповедуют, и тем, на чем строят свою жизнь: противоречие между любовью, признанной законом жизни, и насилием, признаваемым даже необходимостью в разных видах, как власть правителей, суды и войска, признаваемым и восхваляемым.
  182. На выражение восторга и благодарности за создание «Войны и мира» и «Анны Карениной» Толстой ответил: «Это всё равно, что к Эдисону кто-нибудь пришёл и сказал бы: «Я очень уважаю вас за то, что вы хорошо танцуете мазурку». Я приписываю значение совсем другим своим книгам.
  183. Как ни велика ваша ответственность за те годы вашего царствования, во время которых вы можете сделать много доброго и много злого, но еще больше ваша ответственность перед богом за вашу жизнь здесь, от которой зависит ваша вечная жизнь и которую бог дал вам не для того, чтобы предписывать всякого рода злые дела или хотя участвовать в них и допускать их, а для того, чтобы исполнять его волю. Воля же его в том, чтобы делать не зло, а добро людям.
    Подумайте об этом не перед людьми, а перед богом и сделайте то, что вам скажет бог, то есть ваша совесть. И не смущайтесь теми препятствиями, которые вы встретите, если вступите на новый путь жизни. Препятствия эти уничтожатся сами собой, и вы не заметите их, если только то, что вы будете делать не для славы людской, а для своей души, то есть для бога.
  184. Началом всего стало разумение жизни. И разумение жизни стало за Бога (в значении «разумение выразило Бога»).
  185. Человек, отделяющий себя от других людей, лишает себя счастья, потому что чем больше он отделяет себя, тем хуже его жизнь.
  186. Мне очень не нравятся высокомерные люди, которые ставят себя выше других. Так и хочется дать им рубль и сказать, узнаешь себе цену — вернешь сдачу.
  187. Власть одного человека над другим губит прежде всего властвующего.
  188. Долго думали, гадали, топографы все писали на большом листу. Чисто вписано в бумаги, да забыли про овраги, а по ним ходить!
  189. Совесть — это память общества, усвоенная отдельным лицом.
  190. Христианских анархистов объединяет неприятие оправдания власти человека над человеком, эксплуатации, насилия, а также стремление к преодолению этих явлений среди людей. Христианские анархисты считают, что в учении Иисуса Христа свобода получила своё духовное оправдание. Христианские анархисты могут принадлежать к различным христианским конфессиям (католической, православной, какой-либо из протестантских) или не принадлежать ни к какой.
  191. Все мы храбримся друг перед другом и забываем, что все мы, если мы только не любим, — жалки, прежалки. Но мы так храбримся и прикидываемся злыми и самоувереннными, что сами попадаемся на это и принимаем больных цыплят за страшных львов…
  192. Для бессмертной души нужно такое же и дело бессмертное, как она сама. И дело это, бесконечное совершенствование себя и мира — и дано ей
  193. Для того чтобы жить доброй жизнью, нет надобности знать о том, откуда ты явился и что будет на том свете
  194. Единственный смысл жизни человека — это совершенствование своей бессмертной основы. Все другие формы деятельности бессмысленны по своей сути, в связи с неотвратимостью гибели
  195. Если человек — только телесное существо, то смерть есть конец чего-то ничтожного. Если же человек — существо духовное, и душа только временно жила в теле, то смерть — только перемена
  196. Есть ли в моей жизни смысл, который не будет разрушен неминуемой смертью, ожидающей меня?
  197. Есть только одно важное для всех дело в жизни — улучшать свою душу. Только в этом одном деле человеку не бывает помехи и только от этого дела человеку всегда бывает радостно.
  198. Живя с людьми, не забывай того, что ты узнал в уединении. В уединении обдумывай то, что узнал из общения с людьми
  199. Жизнь — это переход из одной формы в другую. Жизнь этого мира есть материал для новой формы
  200. Жизнь есть совершающееся творчество. Разница — там сотворен, а здесь творится. Орудие — любовь. Точка его — разум.
  201. Жизнь сознаваемая разумным сознанием — невидимое, но несомненное подчинение в каждое мгновение настоящего своего животного закону разума, освобождающее свойственное человеку благоволение ко всем людям и вытекающую из него деятельность любви
  202. Идеал — это путеводная звезда. Без нее нет твердого направления, а нет направления — нет жизни
guest
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
*
Генерация пароля
0
Прокомментировать...x
()
x