Поэтический образ

Мой выбор пал на эту тему потому, что именно поэтический образ есть одна из важнейших черт, отличающих стихотворное произведение от прозаического.

«Поэзия — образная литературно-художественная речь, подчиненная особому закону упорядоченности, который придает ей ощутимую стройность и мелодичность. То есть образность стихотворения — это первейший и важнейший фактор отнесения произведения к поэзии. Конечно, образность — это лишь часть средств художественного изображения, но важнейшая часть. Поэзии без образа не существует, а если и встречаются безОбразные стихи, то они не имеют с поэзией ничего общего. Как сказал А.С.Пушкин: «Что если это проза, да и дурная».

Человек с детства, с самого рождения обладает способностью индивидуально воспринимать окружающий мир, видеть то, что до него никто не успел разглядеть, а если и разглядел, то не сумел сформулировать и правильно, художественно выразить свое отношение к увиденному… Научить поэтически видеть мир невозможно. Научить правильно выражать свое поэтическое сознание можно, нужно и важно.

Главным в образе является, пожалуй, неожиданная деталь (мысль, штрих, соответствие), подмеченная автором и не видимая, не бросающаяся в глаза до этого момента никому другому. Значит, образность стиха выражается наличием художественно поданных неожиданностей в его тексте. Конечно, для стиха важны и музыкальность, и связность, и цельность образных конструкций. Без этих параметров стих не будет отличаться от прозы.

Наиболее важные требования к поэтическому образу — это: первое, взаимозависимость образов, содержащихся в одном стихе. Нельзя допускать образы противоречивые или взаимоисключающие друг друга; второе — стихотворный образ обязан быть локальным, то есть уместным.

Первая, самая распространенная форма отображения образа — это простейший эпитет. Когда мы говорим «белый снег», то слово «белый» является просто эпитетом. Но если сказать «белая ночь», то слово «белая» — уже поэтический эпитет, т.е. становится образом. Поэтический эпитет, кроме определения (предметного или логического), дает слову дополнительную художественную характеристику в виде скрытого сравнения — это почти всегда метафорическое прилагательное, в котором заложен меткий признак сравнения (соответствия, взаимосвязи). Например, «сахарный снег», «неуютная жидкая лунность» (С.Есенин).

Кроме эпитетов-прилагательных, встречаются эпитеты-существительные в родительном падеже («серп месяца», «чаша бытия») и в именительном падеже («меч-перо», «ветер-перевертень»).

Поэтический оборот, употребление слов, фраз, выражений в переносном, образном смысле называется тропом и является поэтическим образом».

(Из книги М.Швеца «Технология русского стихосложения»).

guest
3 комментариев
старее
новее
Inline Feedbacks
View all comments
Стоик
ADMIN
28.08.2020 07:50

«…с самого рождения обладает способностью индивидуально воспринимать окружающий мир, видеть то, что до него никто не успел разглядеть…»
Маленький человек, (в детстве), очень много фантазирует… Это его мир, его маленькая Жизнь в которой он зачастую живет, и именно чего родители порой не замечают.
….
****
— На мине твой синий птичка,
Ах! как пристально смотрел.
Нэт, нэ маленькый синичка,
Эп-тэт к птичка приходил!
****

Стоик
ADMIN
Ответ на  Perun
28.08.2020 13:22

Догадайся!

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
*
Генерация пароля
3
0
Прокомментировать...x
()
x