Цитаты Бориса Пастернака

Стихи Бориса Пастернака ← полный список стихотворений поэта.


  1. Силу подлости и злобы одолеет дух добра.
  2. Предмет нашего обожания тем больше кажется нам жертвою, чем более мы его любим.
  3. Человек рождается жить, а не готовиться к жизни.
  4. Надо ставить себе задачи выше своих сил: во-первых, потому, что их всё равно никогда не знаешь, а во-вторых, потому, что силы и появляются по мере выполнения недостижимой задачи.
  5. Я не люблю людей, безразличных к истине.
  6. «Как хорошо на свете! — подумал он. — Но почему от этого всегда так больно?»
  7. Все люди, посланные нам — это наше отражение. И посланы они для того, чтобы мы, смотря на этих людей, исправляли свои ошибки, и когда мы их исправляем, эти люди либо тоже меняются, либо уходят из нашей жизни.
  8. Спасение не в верности формам, а в освобождении от них.
  9. С кем протекли его боренья? С самим собой, с самим собой.
  10. Быть женщиной — великий шаг,
    Сводить с ума — геройство.
  11. Вот хомут, вот дуга, я те больше не слуга.
  12. Неуместно и несвоевременно только самое великое.
  13. Главной бедою, корнем будущего зла была утрата веры в цену собственного мнения.
  14. Все нынешней весной особое,
    Живее воробьёв шумиха.
    Я даже выразить не пробую,
    Как на душе светло и тихо.
  15. Им стараешься добро, а они норовят тебе нож в ребро.
  16. Будущее — это худшая из всех абстракций. Будущее никогда не приходит таким, каким его ждешь.
  17. Я знал двух влюблённых, живших в Петрограде в дни революции и не заметивших её.
  18. Принадлежность к типу есть конец человека, его осуждение.
  19. Попадаются люди с талантом. Но сейчас очень в ходу разные кружки и объединения. Всякая стадность — прибежище неодарённости, всё равно верность ли это Соловьёву, или Канту, или Марксу. Истину ищут только одиночки и порывают со всеми, кто любит её недостаточно.
  20. Февраль. Достать чернил и плакать!
  21. Был темный дождливый день в две краски. Всё освещенное казалось белым, всё неосвещенное — черным. И на душе был такой же мрак упрощения, без смягчающих переходов и полутеней.
  22. За что же мне такая участь, что я всё вижу и так обо всём болею?
  23. Когда он уехал, ей показалось, что стало тихо во всём городе и даже в меньшем количестве стали летать по небу вороны.
  24. Ещё более, чем общность душ, их объединяла пропасть, отделявшая их от остального мира. Им обоим было одинаково немило всё фатально типическое в современном человеке, его заученная восторженность, крикливая приподнятость и та смертная бескрылость, которую так старательно распространяют неисчислимые работники наук и искусств для того, чтобы гениальность продолжала оставаться большою редкостью.
  25. В делах житейских эти предприимчивые, уверенные в себе, повелительные люди незаменимы. В делах сердечных петушащееся усатое мужское самодовольство отвратительно.
  26. Я без ума, без памяти, без конца люблю тебя.
  27. Но давай и безумствовать, сердце мое, если ничего, кроме безумства, нам не осталось.
  28. Революции производят люди действенные, односторонние фанатики, гении самоограничения. Они в несколько часов или дней опрокидывают старый порядок. Перевороты длятся недели, многие годы, а потом десятилетиями, веками поклоняются духу ограниченности, приведшей к перевороту, как святыне.
  29. Мне невероятно, до страсти хочется жить, а жить ведь значит всегда порываться вперед, к высшему, к совершенству и достигать его.
  30. О, с какою силою, как проницательно чувствуют в детстве, впервые!
  31. О, как хочется иногда из бездарно-возвышенного, беспросветного человеческого словоговорения в кажущееся безмолвие природы, в каторжное беззвучие долгого, упорного труда, в бессловесность крепкого сна, истинной музыки и немеющего от полноты души тихого сердечного прикосновения!
  32. Ей не хочется нравиться, быть красивой, пленяющей. Она презирает эту сторону женской сущности и как бы казнит себя за то, что так хороша. И эта гордая враждебность к себе удесятеряет ее неотразимость.
  33. Каким непоправимым ничтожеством надо быть, чтобы играть в жизни только одну роль, занимать одно лишь место в обществе, значить всего только одно и то же!
  34. Печку топить — это вам не на рояле играть. Надо поучиться.
  35. Война — особое звено в цепи революционных десятилетий. Кончилось действие причин, прямо лежавших в природе переворота. Стали сказываться итоги косвенные, плоды плодов, последствия последствий. Извлечённая из бедствий закалка характеров, неизбалованность, героизм, готовность к крупному, отчаянному, небывалому. Это качества сказочные, ошеломляющие, и они составляют нравственный цвет поколения.
  36. «Не трогать, свежевыкрашен», —
    Душа не береглась,
    И память — в пятнах икр и щек,
    И рук, и губ, и глаз.
  37. Всякая любовь есть переход в новую веру.
  38. Недотрога, тихоня в быту,
    Ты сейчас вся огонь, вся горенье.
    Дай запру я твою красоту
    В тёмном тереме стихотворенья.
  39. Терять в жизни более необходимо, чем приобретать. Зерно не даст всхода, если не умрет.
  40. Верю я, придет пора —
    Силу подлости и злобы
    Одолеет дух добра.
  41. Февраль. Достать чернил и плакать!
    Писать о феврале навзрыд,
    Пока грохочущая слякоть
    Весною черною горит.
  42. Рассудок? Но он — как луна для лунатика.
    Мы в дружбе, но я не его сосуд.
  43. Я так люблю тебя, что даже небрежен и равнодушен, ты такая своя, точно всегда была моей сестрой, и первой любовью, и женой, и матерью, и всем тем, чем была для меня женщина. Ты — Та Женщина.
  44. Меня с детства удивляла эта страсть большинства быть в каком-то отношении типическим, обязательно представлять какой-нибудь разряд или категорию, а не быть собой. Откуда это, такое сильное в наше время поколение типичности? Как не понимать, что типичность – это утрата души и лица, гибель судьбы и имени!
  45. Перенестись туда, где ливень
    Еще шумней чернил и слез.
  46. Любимая, — жуть! Когда любит поэт,
    Влюбляется бог неприкаянный.
  47. Сильней на свете тяга прочь, и манит страсть к разрывам.
  48. Приедается всё.
    Лишь тебе не дано примелькаться.
  49. Снявши шапку,
    Сто слепящих фотографий
    Ночью снял на память гром.
  50. Во всем мне хочется дойти
    До самой сути.
    В работе, в поисках пути,
    В сердечной смуте.
  51. Я ими всеми побежден,
    И только в том моя победа.
  52. В стихи б я внес дыханье роз,
    Дыханье мяты…
  53. «Тише!» — Крикнул кто-то,
    Не вынесши тишины.
  54. Неумение найти и сказать правду — недостаток, которого никаким уменьем говорить неправду не покрыть.
  55. Когда сквозь иней на окне
    Не видно света божья,
    Безвыходность тоски вдвойне
    С пустыней моря схожа.
  56. Поцелуй был как лето. Он медлил и медлил,
    Лишь потом разражалась гроза.
  57. И я старался дружбу свесть
    С людьми из трудового званья,
    За что и делали мне честь,
    Меня считая тоже рванью.
  58. Я один. Всё тонет в фарисействе.
    Жизнь прожить — не поле перейти.
  59. Жить и сгорать у всех в обычае,
    Но жизнь тогда лишь обессмертишь,
    Когда ей к свету и величию
    Своею жертвой путь прочертишь.
  60. Помешай мне, попробуй. Приди, покусись потушить
    Этот приступ печали, гремящей сегодня…
  61. Как с полки, жизнь мою достала
    И пыль обдула.
  62. Ни у какой истинной книги нет первой страницы. Как лесной шум, она зарождается Бог весть где, и растет, и катится, будя заповедные дебри, и вдруг, в самый темный, ошеломительный и панический миг, заговаривает всеми вершинами сразу, докатившись.
  63. В нашу прозу с ее безобразьем
    С октября забредает зима.
    Небеса опускаются наземь,
    Точно занавеса бахрома.
  64. … Жизнь не ждет.
    Не оглянешься и святки.
    Только промежуток краткий,
    Смотришь, там и новый год.
  65. Но кто мы и откуда,
    Когда от всех тех лет
    Остались пересуды, а нас
    На свете нет.
  66. Наяву ли всё? Время ли разгуливать?
    Лучше вечно спать, спать, спать, спать
    И не видеть снов.
  67. Сказочно только рядовое, когда его коснется рука гения.
  68. Нравственности учит вкус, вкусу же учит сила.
  69. Все горе в том, что я люблю тебя, а ты меня не любишь. Я стараюсь найти смысл этого осуждения, истолковать, оправдать, роюсь, копаюсь в себе, перебираю всю нашу жизнь и все, что я о себе знаю, и не вижу начала и не могу вспомнить, что я сделала и чем навлекла это несчастье. Ты как-то превратно, недобрыми глазами смотришь на меня, ты видишь меня искаженно, как в кривом зеркале. А я люблю тебя.
  70. Не надо любить так запасливо и торопливо, как бы из страха, не пришлось бы потом полюбить еще сильней.
  71. Прелесть моя незабвенная! Пока тебя помнят вгибы локтей моих, пока ещё ты на руках и губах моих, я побуду с тобой. Я выплачу слезы о тебе в чём-нибудь достойном, остающемся. Я запишу память о тебе в нежном, нежном, щемящем печальном изображении. Я останусь тут, пока этого не сделаю.
  72. Как хорошо на свете! Но почему от этого всегда так больно?
  73. Нельзя без последствий для здоровья изо дня в день проявлять себя противно тому, что чувствуешь; распинаться перед тем, чего не любишь, радоваться тому, что приносит несчастье. Наша нервная система не пустой звук, не выдумка. Она — состоящее из волокон физическое тело. Наша душа занимает место в пространстве и помещается в нас как зубы во рту. Ее нельзя без конца насиловать безнаказанно.
  74. Счастье обособленное не есть счастье.
  75. Искусство служит красоте, а красота есть счастье обладания формой, форма же есть органический ключ существования, формой должно владеть все живущее, чтобы существовать и, таким образом, искусство — есть рассказ о счастье существования.
  76. Спор нельзя решать железом
    Вложи свой меч на место, человек.
  77. Взрослый мужчина должен, стиснув зубы, разделять судьбу родного края.
  78. Для вдохновителей революции суматоха перемен и перестановок — единственная родная стихия. Их хлебом не корми, а подай им что-нибудь в масштабе земного шара. Построения миров, переходные периоды — это их самоцель. Ничему другому они не учились, ничего не умеют.
  79. В снег такое наслаждение слушать длинные умные рассуждения.
  80. Шаг вперёд в науке делается по закону отталкивания, с опровержения царящих заблуждений и ложных теорий.
  81. Сознание — яд, средство самоотравления для субъекта, применяющего его на самом себе.
  82. Но в том то и дело, что человека столетиями поднимала над животными и уносила ввысь не палка, а музыка: неотразимость безоружной истины, притягательность ее примера.
  83. Что значит быть евреем? Для чего это существует? Чем вознаграждается или оправдывается этот безоружный вызов, ничего не приносящий, кроме горя?
  84. Любить иных — тяжелый крест.
  85. Дар любви, как всякий другой дар. Он может быть и велик, но без благословения он не проявится.
  86. Все горе в том, что я тебя люблю, а ты меня не любишь.
  87. Все решительно матери — матери великих людей, и не их вина, что жизнь потом обманывает их.
  88. Талант — в высшем широчайшем понятии есть дар жизни.
  89. Искусство, в том числе и трагическое, есть рассказ о счастье существования.
  90. Искусство всегда, не переставая, занято двумя вещами. Оно неотступно размышляет о смерти и неотступно творит этим жизнь.
  91. Единственное, что в нашей власти, это суметь не исказить голоса жизни, звучащего в нас.
  92. К добру надо привлекать добром.
  93. Перевороты длятся недели, много годы, а потом десятилетиями, веками поклоняются духу ограниченности, приведшей к перевороту, как святыне.
  94. Этим и страшна жизнь кругом. Чем она оглушает, громом и молнией? Нет, косыми взглядами и шепотом оговора. В ней все подвох и двусмысленность. И над сильным властвует подлый и слабый.
  95. А что такое история? Это установление вековых работ по последовательной разгадке смерти и ее будущему преодолению. Для этого открывают математическую бесконечность и электромагнитные волны, для этого пишут симфонии.
  96. Скромность комнат
    Спорила с комфортом.
  97. Будущего недостаточно,
    Старого, нового мало.
    Надо, чтоб елкою святочной
    Вечность средь комнаты стала.
  98. Мир — это музыка, к которой надо найти слова!
  99. Из ряда многих поколений
    Выходит кто-нибудь вперед.
    Предвестьем льгот приходит гений
    И гнетом мстит за свой уход.
  100. Всё, что реально существует, существует в рамках настоящего.
  101. Я унизил себя до неверья.
    Я унизил себя до тоски.
  102. Я — человек отвратительный. Мне на пользу только дурное, а хорошее во вред. Право, я словно рак, который хорошеет в кипятке.
  103. Пройдут года, ты вступишь в брак,
    Забудешь неустройства.
  104. Тишина, ты — лучшее
    Из всего, что слышал.
  105. Современные течения вообразили, что искусство как фонтан, тогда как оно — губка. Они решили, что искусство должно бить, тогда как оно должно всасывать и насыщаться. Они сочли, что оно может быть разложено на средства изобразительности, тогда как оно складывается из органов восприятия. Ему следует всегда быть в зрителях и глядеть всех чище, восприимчивей и верней, а в наши дни оно познало пудру, уборную и показывается с эстрады.
  106. Все мы стали людьми лишь в той мере, в какой людей любили и имели случай любить.
  107. Другие по живому следу
    Пройдут твой путь за пядью пядь,
    Но пораженья от победы
    Ты сам не должен отличать.
  108. Я больше всех удач и бед
    За то тебя любил,
    Что пожелтелый белый свет
    С тобой — белей белил.
  109. Разве когда любят, унижают?
  110. Сними ладонь с моей груди,
    Мы провода под током.
    Друг к другу вновь, того гляди,
    Нас бросит ненароком.
guest
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
*
Генерация пароля
0
Прокомментировать...x
()
x