1
Что почек, что клейких заплывших огарков
Налеплено к веткам! Затеплен
Апрель. Возмужалостью тянет из парка,
И реплики леса окрепли.
Лес стянут по горлу петлею пернатых
Гортаней, как буйвол арканом,
И стонет в сетях, как стенает в сонатах
Стальной гладиатор органа.
Поэзия! Греческой губкой в присосках
Будь ты, и меж зелени клейкой
Тебя б положил я на мокрую доску
Зеленой садовой скамейки.
Расти себе пышные брыжжи и фижмы,
Вбирай облака и овраги,
А ночью, поэзия, я тебя выжму
Во здравие жадной бумаги.
2
Весна! Не отлучайтесь
Сегодня в город. Стаями
По городу, как чайки,
Льды раскричались, таючи.
Земля, земля волнуется,
И катятся, как волны,
Чернеющие улицы,-
Им, ветреницам, холодно.
По ним плывут, как спички,
Сгорая и захлебываясь,
Сады и электрички,-
Им, ветреницам, холодно.
От кружки плывут, как спички,
Сгорая и захлебываясь,
Сады и электрички,-
Им, ветреницам, холодно.
От кружки синевы со льдом,
От пены буревестников
Вам дурно станет. Впрочем, дом
Кругом затоплен песнью.
И бросьте размышлять о тех,
Кто выехал рыбачить.
По городу гуляет грех
И ходят слезы падших.
3
Разве только грязь видна вам,
А не скачет таль в глазах?
Не играет по канавам —
Словно в яблоках рысак?
Разве только птицы цедят,
В синем небе щебеча,
Ледяной лимон обеден
Сквозь соломину луча?
Оглянись, и ты увидишь
До зари, весь день, везде,
С головой Москва, как Китеж,-
В светло-голубой воде.
Отчего прозрачны крыши
И хрустальны колера?
Как камыш, кирпич колыша,
Дни несутся в вечера.
Город, как болото, топок,
Струпья снега на счету,
И февраль горит, как хлопок,
Захлебнувшийся в спирту.
Белым пламенем измучив
Зоркость чердаков, в косом
Переплете птиц и сучьев —
Воздух гол и невесом.
В эти дни теряешь имя,
Толпы лиц сшибают с ног.
Знай, твоя подруга с ними,
Но и ты не одинок.
1914
«Что почек, что клейких заплывших огарков…»
У Пастернака было особое отношение к природе. В своей лирике поэт убирает всякие границы между природой и человеком. Они словно прорастают друг в друга.
Данное произведение наполнено каким-то парящим оптимизмом, подвижностью. Примечательно, что в нём только женские рифмы, что придаёт звучанию лёгкость, плавность, гармоничность. И в то же время, здесь слышна мелодия, потому что природа у Пастернака не бессловесная.
«Реплики леса», «лес стянут по горлу петлёю пернатых гортаней» (словно птицы задушили лес своим гомоном. И даже начинаешь слышать это буйство звуков. Всё-таки удивительные сравнения подбирал Пастернак, наполняя слова какой-то ощутимой энергией и… аллитерация имеет место), лес стонет.
Природа у автора будто живой организм. Причем природа наполняет жизненной пульсацией и поэзию, которая подобно «греческой губке» впитывает все весенние атрибуты.
Стихотворение эмоционально. Восторг лирического героя буквально оглушает, и это восторг влюблённого в природу, в поэзию, которая с природой неразрывна.
«Мир Б.Л. Пастернака — это не окружающий нас мир и не наш внутренний мир, это единство и того, и другого». (с)
«Расти себе пышные брыжжи и фижмы,
Вбирай облака и овраги,
А ночью, поэзия, я тебя выжму
Во здравие жадной бумаги». (с)