С утра жара. Но отведи
Кусты, и грузный полдень разом
Всей массой хряснет позади,
Обламываясь под алмазом.
Он рухнет в ребрах и лучах,
В разгранке зайчиков дрожащих,
Как наземь с потного плеча
Опущенный стекольный ящик.
Укрывшись ночью навесной,
Здесь белизна сурьмится углем.
Непревзойденной новизной
Весна здесь сказочна, как Углич.
Жары нещадная резня
Сюда не сунется с опушки.
И вот ты входишь в березняк,
Вы всматриваетесь друг в дружку.
Но ты уже предупрежден.
Вас кто-то наблюдает снизу:
Сырой овраг сухим дождем
Росистых ландышей унизан.
Он отделился и привстал,
Кистями капелек повисши,
На палец, на два от листа,
На полтора — от корневища.
Шурша неслышно, как парча,
Льнут лайкою его початки,
Весь сумрак рощи сообща
Их разбирает на перчатки.
И снова встреча, разговор с природой. Или нет — нечто большее, потому что лирический герой не просто любуется природой, он погружается в неё, подобно тому, как дайвер погружается в самые скрытые глубины водной толщи. Погружается, чтобы уловить, рассмотреть каждую деталь. Стихотворение «Ландыши» одно из лучших в пейзажной лирике Пастернака. Ландыши… О чем вы думаете, произнося это слово? Что-то весеннее, хрупкое и прекрасное. Как это не сочетается с жарой, с грузным полднем, который готов хряснуть, с «нещадной резнёй»! Но стоит зайти в березняк, и жара отступает, рассыпается. И вот ослепительный день уступает сырой тени леса, куда жара не сунется. А дальше… Подробнее »