Александр Блок — Я вышел в ночь

Я вышел в ночь — узнать, понять
Далекий шорох, близкий ропот,
Несуществующих принять,
Поверить в мнимый конский топот.

Дорога, под луной бела,
Казалось, полнилась шагами.
Там только чья-то тень брела
И опустилась за холмами.

И слушал я — и услыхал:
Среди дрожащих лунных пятен
Далёко, звонко конь скакал,
И легкий посвист был понятен.

Но здесь, и дальше — ровный звук,
И сердце медленно боролось,
О, как понять, откуда стук,
Откуда будет слышен голос?

И вот, слышнее звон копыт,
И белый конь ко мне несется…
И стало ясно, кто молчит
И на пустом седле смеется.

Я вышел в ночь — узнать, понять
Далекий шорох, близкий ропот,
Несуществующих принять,
Поверить в мнимый конский топот.

© Автор: Блок Александр Александрович

Анализ стихотворения «Я вышел в ночь — узнать, понять» Блока

Стихотворение написано в 1902 году и входит в сборник «Стихи о Прекрасной Даме», написанный под влиянием идеалистической философии В. Соловьёва с его идеей Вечной Женственности и любви к Любови Дмитриевне Менделеевой.

Тема стихотворения – поиски смысла жизни, попытка разгадать мир, заглянуть за черту земной жизни. Символисты считали, что земная жизнь – это отражение небесной жизни, стремились найти символические образы, разгадка которых позволила бы заглянуть за черту необъяснимого. Перед нами философское стихотворение.

Основной мотив – мотив пути, движения, мотив ожидания и боязнь разочарования.

Ключевые образы – образ лирического героя и образ дороги.

Сопутствующие образы: ночь, конь.

В стихотворении нет сюжета в привычном понимании, здесь показано движение образов – чувств.

Образ лирического героя создаётся с помощью глаголов: вышел, градации «узнать, понять», слушал – услыхал, с помощью риторических вопросов: «О, как понять, откуда стук, // откуда будет слышен голос?» Кольцевая композиция подчёркивает тщетность усилий лирического героя «узнать, понять».

Образ дороги создаётся с помощью эпитета «бела», ей сопутствую звуковые образы, при создании которых используются эпитеты – антонимы: «далёкий шорох», «близкий ропот». Метонимия – «дорога…полнилась шагами».

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом.

Рифмовка мужская (понять – принять) и женская (ропот – топот).

Рифма точная.

Способ рифмовки – перекрёстный.

Строфа – катрен.

Поэт использует инверсию: слушал я, слышен голос, слышнее звон. Есть повторы: первая и последняя строфы совпадают. В четвёртой строфе повторяется слово «откуда».

Итак, в стихотворении лирический герой выходит в ночь, чтобы понять мир, «несуществующее принять», «поверить в мнимый конский топот».

В стихотворении раскрывается проблема внутреннего зрения и слуха. Лирический герой пытается разгадать и понять мир неуловимых шорохов, звуков и поступей, по которым угадать приближающую эпоху. Лирический герой ищет ночи для вдохновения, сумрака для своих надежд. Образ коня может быть связан с реминисценцией из Апокалипсиса: «И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нём всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним».

Как пример аналогичного стихотворения можно взять «Я жду призыва, ищу ответа». Общее в обоих произведениях – стремление лирического героя разгадать «отголоски далёкой речи». Но в этом стихотворении ведущим является мотив ожидания. Лирическому герою «мнятся тайны грядущей встречи».

В контексте национального литературного процесса можно взять стихотворение старшего символиста Валерия Брюсова «Конь Блед». Здесь показана встреча с апокалиптическим конём, олицетворяющим смерть. То, что у Блока проходит только намёком, в лёгкой дымке, у Брюсова изображено как конец света, последний судный день.

guest
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
*
Генерация пароля
0
Прокомментировать...x
()
x