Афанасий Фет — Это утро, радость эта

Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,

Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,

Эти ивы и березы,
Эти капли — эти слезы,

Этот пух — не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
Этот зык и свист,

Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,

Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это всё — весна.

© Автор: Фет Афанасий Афанасьевич

Анализ стихотворения «Это утро, радость эта» Фета

Пейзажная лирика преобладает в творчестве А. Фета. Картины природы, изображенные в его стихотворениях восхищают простотой. Доказательством этой особенности является стихотворение, проанализированное в статье. Его изучают в 5-7 классах. Предлагаем ознакомится с кратким анализом «Это утро, радость эта» по плану.

Краткий анализ

  • История создания – произведение было написано в 1881 г. (поздний период творчества), когда поэт пребывал в загородном имении.
  • Тема стихотворения – весеннее пробуждение природы.
  • Композиция – Стихотворение невозможно поделить на части по смыслу, так как автор просто перечисляет все, что видит вокруг. В нем всего одно предложение, что придает мыслям целостности. Формально стихотворение состоит из трех шестистопных строф.
  • Жанр – элегия.
  • Стихотворный размер – четырехстопный хорей, рифмовка параллельная и кольцевая.
  • Метафоры – «мощь и дня и света», «говор вод», «эти капли – эти слезы».
  • Эпитеты – «вздох ночной».

История создания

Анализируемое стихотворение относится к позднему периоду творчества А. Фета. Поэт написал его в 1881 г., когда уже был в отставке и жил в имении за городом. В его зрелом творчестве преобладают философские мотивы, что связано с потерей возлюбленной Марией Лазич. Фет расстался с девушкой еще в молодости, а через некоторое время после расставания узнал, что она погибла. Воспоминания терзали его душу и оставляли след в лирике.

«Это утро, радость эта» кажется неожиданным коротким всплеском радости. Тем не менее, в произведении нет восторга, характерного для ранних стихов Фета. Оно больше напоминает наблюдение за природой, во время которого поэт вспоминает о том, что было в его судьбе.

Тема

В произведении развивается традиционный для мировой литературы мотив весны. В центре авторского внимания пейзаж. Картины природы панорамные, А Фет охватывает своим взором все: стаи птиц, мошек, слезы деревьев. В лаконичном тексте он описывает целые сутки. Начинается рассказ описанием утреннего и дневного света, а заканчивается изображением ночной поры. В каждом времени суток поэт замечает только самое важное.

Пейзажные зарисовки богаты не только зрительными образами, но и звуками: «этот зык и свист», «эта дробь и эти трели». Цветовую гамму автор не отображает, но читатель и без его помощи может представить цвета окружающей природы.

Лирический герой практически не заметен за пейзажами. Повествование безличное, что еще больше помогает скрыть героя. О его чувствах и эмоциях можно судить по деталям. Например, герой замечает капли на деревьях и сравнивает их со слезами, видимо, что-то печалит его сердце. В то же время, мужчина не разучился слышать природу и радоваться вместе с ней приходу весны.

В контексте темы развивается идея о том, что весна может разбудить прекрасное даже в опечаленном сердце. Кроме того, автор в который раз утверждает красоту природы.

Композиция

Композиция стихотворения несложная. Оно не делится на части по смыслу, автор рассказывает обо всем, что видит вокруг. Кажется, что он нанизывает свои самые значительные впечатления, формируя из них панорамную картину природы. В качестве основы для сюжета используются временные рамки: от утра до вечера. Особенность стихотворения в том, что автор не употребляет ни одного глагола. Такой прием придает событиям статичности, способствует созданию спокойной атмосферы, соответствующей внутреннему состоянию лирического «Я» и автора.

В произведении всего одно предложение, что придает мыслям целостности. Формально оно состоит из трех шестистопных строф.

Жанр

Жанр стихотворения – элегия. Несмотря на то, что в основе произведения пейзаж, чувствуются философские нотки. Оживающая природа подталкивает к раздумьям о вечности природы, о единстве человека и природы. В строках преобладает грустное настроение. Стихотворный размер – четырехстопный хорей. А. Фет использует два вида рифмовки параллельную ААВВ и кольцевую.

В стихотворении не очень много средств выразительности. Автор задумчиво называет все, что видит вокруг, не пытаясь приукрашивать образы. Некоторые элементы пейзажа вызывают у него ассоциации, которые и передаются при помощи художественных средств. В тексте есть метафоры– «мощь и дня и света», «говор вод», «эти капли – эти слезы» и эпитет – «вздох ночной». Также одной большой метафорой можно назвать все строки, которые посредством пейзажных образов описывают весну.

Особенность анализируемого стихотворение – повторение местоимения «это» в разных формах. Такой прием называется анафорой. Инструментом для передачи грустного настроения служит также аллитерация, например, согласного «с»: «эта мощь и дня и света, этот синий свод».

guest
2 комментариев
старее
новее
Inline Feedbacks
View all comments
Ната
11.11.2023 11:22

Как это возможно на одних существительных сотворить такое чудо! Яркая, красочная картина весны возникает в воображении, наполненная разными звуками природы, пением птиц, эмоциями любви, жизнью. Настолько виртуозное обращение со словом, что все вокруг тебя оживает, дышит, живет, расцветает! Здесь вам и говор воды, и крик птиц, и звук стекающих капель-слез, и безграничность гор и дол, и тишина с созерцательностью ночных селений, и жар любви, и трели птиц на рассвете, возможно, как завершающая эмоция этой любви, и расцвет весны. Все перечислить здесь невозможно, лучше читать и наслаждаться этим прекрасным произведением. Если вы самоуверенны и красноречивы, попробуйте что-нибудь написать в таком же… Подробнее »

Стоик
ADMIN
Ответ на  Ната
11.11.2023 11:39

Почему только существительные? Тама всего достаточно. (Чтоб творить, надоть Душу выгуливать на Природе-матушке, а не гуглить носом дыша.  😜  Кады б, не утро, радость эта, Тады б, не видели поэта, Кады б, страницами шурша, Он не глотал довольно пыли, Тады б, дожди его помыли, Но, не творил бы… чудеса… А-то, страничною тропою, Я, как волчара здесь завою, Когда, без знаков препинанья, Когда, и точечки в названья, Когда, ни рифмы, не поётся, НЕ СТИХ — СЮДА, порой даётся…  Когда, Природы увяданье, — НЕ ЗРИТ ПОЭТ! Вот, — наказанье! И он, как будто бы Шумахер, Что хочется… послать и…  ©… Подробнее »

Last edited 4 месяцев назад by Стоик
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
*
Генерация пароля
2
0
Прокомментировать...x
()
x