А нужна ли поэту теория стихосложения?

От добрых замыслов немного толку,
когда твой слог коряв или неряшлив.

(Ли Гюбо. 1169-1241 гг. Корея)

Побудительным мотивом для размещения на сайте этой статьи послужил ответ пользователя одного из сайтов на мой комментарий к его стиху. Я указал некоторые погрешности в стихе, желая, естественно, повышения качества этого произведения. В ответ я получил: «Прежде чем создать любой стих, я уже его вижу написанным на бумаге, уже знаю о его существовании на другом плане. Остаётся перенести его на бумагу в реалии. Поэтому говорить о „технических брачках” для меня вообще не имеет смысла как такого». В связи с этим высказыванием и возникает вопрос, вынесенный мною в заголовок статьи.

Вашему вниманию, коллеги — «непризнанные поэты», предлагается своего рода цитатник, составленный из высказываний как известных ученых — лингвистов, филологов, стиховедов и др., так и «продвинутых» сетевых авторов. В этом разделе цитаты подобраны с целью переубедить тех начинающих поэтов, которые настойчиво отвергают необходимость даже минимальных познаний основ теории стихосложения. Работы большинства названных авторов цитат приведены в конце этой статьи. Причем, указаны только те работы, которые можно найти через поисковик интернета и при желании бесплатно скачать. Надеюсь, вы продолжите этот список понравившимися вам работами.

«Стиховедение считается трудной частью словесности. Еще о Евгении Онегине было сказано: «Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить». Психологически это понятно. Стихи — это поэзия, поэзия — источник самого высокого эстетического наслаждения, простому читателю она представляется чудом. И вот это чудо предлагается разбирать по частям, вместо живых слов следить за безликими ударениями и созвучиями, «алгеброй поверять гармонию». Но ведь у этого процесса есть и другая сторона. Разве не интересно понять не только что именно кажется в этих стихах прекрасным, но и почему оно кажется прекрасным: как переплетение звуков, схожих и разных, ударных и безударных, «подстилаясь» под смысловое содержание стихотворения, придает ему выразительность, которой оно никогда не имело бы в прозе?» (М.Л.Гаспаров)

«К любому, кто занимается творчеством, предъявляется три основных требования: талант, мастерство и осмысленность, то есть в определенном смысле — возможность, умение и стимул. Поэт должен сознательно или подсознательно ответить на три риторических вопроса: «Что написано?», «Как написано?» и «Зачем написано?». Если для поэта его стихи — не поверхностное увлечение (никому не нужное) и он не обуреваем гордыней, не считает, что всего уже достиг и нельзя менять ни слова в его ниспосланных свыше произведениях, тогда в нашем случае ему необходима теория, поэтическая школа… Неумелость и беспомощность еще не означают отсутствие таланта.» (М.Швец)

«Да, писать стихи гораздо проще, когда они идут изнутри, а не отталкиваются от теории. Тем не менее, чтобы стихотворение было не просто искренним, а красивым и наполненным смыслом, нужно хотя бы немножечко разбираться в технике.» (Т.Скоренко)

«Технике стиха можно и должно учиться. Талант поэта, истинное золото поэзии может сквозить и в грубых неуклюжих стихах — такие примеры известны, но вполне выразить свое дарование, в полноте высказать свою душу поэта — может лишь тот, кто в совершенстве владеет техникой своего искусства.» (В.Брюсов)

«Прежде всего надо усвоить, что никаких стиховых «правил» в виде внешних, кем-то установленных норм нет. Есть определенные объективные условия построения поэтической речи и, в частности, стиха, и эти условия вступают в сложное взаимодействие с субъективными устремлениями творческой мысли. Поэзия пользуется языком, живой речью, и законы этой речи не могут быть обойдены. «Правила» не вырабатывал и тем более не придумывал никто. Они проистекают из норм языка, из норм мышления, из математических и психофизиологических норм ритма в их сложном взаимодействии друг с другом и с тем содержанием — идейным, предметным и эмоциональным, — которое стремились воплотить поэты, движимые, в свою очередь, бесчисленным количеством факторов, от узколичных до широкоисторических. Теория стиха — это обобщенная практика; техника — приложение выводов теории к новой практике.» (Г.Шенгели)

«Поэтический мир поэта складывается не только из его образов и тем (материала), но еще из законов, связывающих образы в единое целое, которые, с известной долей условности, можно назвать инструментом. Кроме основных (базисных) законов языка от грамматики до лингвистики поэтический язык живет (движется, развивается) по своим особенным законам — правилам стихосложения … Почти в каждом стихотворении имеются: образы, рифмы, строфы, ритм, все вместе выражающие неповторимую индивидуальность автора.»
(М.Швец)

«Стих представляет собой особый тип речи, своеобразную выразительную систему, по-своему использующую самые различные языковые элементы и образующую новое и самостоятельно стилистически функционирующее языковое целое, подлежащее, в частности, и лингвистическому изучению. Стихотворный язык ни в какой мере не сводится только к ритмической его организации, на которую чаще всего указывают. Слово в стихе звучит иначе, чем в других типах речи, и играет значительно более самостоятельную роль. Стихотворные паузы представляют собой резко усиленные в своем качестве словоразделы внутри стихотворной строки и в конце ее. Несравнима с другими типами речи и звуковая организация стиха. Об этом свидетельствует не только рифма, но и вообще особая роль звука в стихе, его влияние и на интонацию стиха, и на его лексику.» (Л.И.Тимофеев)

«Искусство требует жертв. И жертвой должен быть автор, а не его читатели и коллеги.» (Т.Бондаренко)

«Не обольщайтесь: если Бог не дал вам таланта, никакая технология не поможет. И не надо на это обижаться.» (С.Щепотьев)

Рекомендуемая литература:

1. Тим Скоренко. Учебник стихосложения. Работа опубликована на сайте автора, который является автором и исполнителем авторской песни и сетевым поэтом (г. Минск). Работа полно и очень доступно рассматривает все основные вопросы теории стихосложения. Наиболее полезна для начинающих, да и «продвинутых» поэтов. В книге приведена очень интересная статья Леонида Каганова «Как не надо писать стихи».

2. М.Швец. Технология русского стихосложения.

С.Пб, «ЛЕКС СТАР», 2002. — 96 с.

Первая книга литературного (не профессионального) современного критика. Легко и доступно изложены основы современной теории и практики русского стихослагательства. Предназначается для молодых начинающих авторов.

3. Тимофей Бондаренко. Основы стихосложения — современный взгляд. Автор — сетевой поэт. Работа очень полемична. В основном посвящена ритмике стиха, в преломлении которой рассматриваются все основные стиховые параметры.

4. Гаспаров М.Л. Русские стихи 1890-х — 1925-го годов в комментариях. М., «Высшая школа», 1993 — 272 с.

Михаил Леонович Гаспаров (1935-2005 гг.) — известнейший советский и российский филолог-стиховед. В книге на примерах стихов поэтов «серебряного века» подробно рассматриваются все аспекты теории стихосложения. Очень интересное и полезное пособие для поэтов, особенно начинающих.

5. Шенгели Г.А. Техника стиха.

Георгий Аркадьевич Шенгели (1894-1956 гг.) — поэт, переводчик, филолог. «Техника стиха» — последняя и незавершенная его работа. В книге решается центральная стиховедческая проблема — взаимоотношение языка и стиха. Книга имеет более 300 стр. текста, хорошо иллюстрированного классическими стихами. Излагаются вопросы ритмики, размерности, рифмы, строфики. Написана доступным языком и вполне приемлема в качестве учебного пособия для поэтов различного квалификационного уровня.

6. Кожинов В.В. Как пишут стихи. О законах поэтического творчества. М., Алгоритм, 2001. — 320 с. Книга теоретизирована, сложна для начинающих поэтов. Рассматриваются вопросы содержания и формы поэзии, природы стиха, ритмики, интонации, размерности.

7. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М., Аспект Пресс, 1999 — 334 с.

Учебное пособие, переиздание учебника 1931 г. Предназначено для студентов и преподавателей гуманитарных вузов. Рассматриваются вопросы поэтической лексики, стилистики, синтаксиса, метрики, тематики, жанры.

8. Н.А.Богомолов. Краткое введение в стиховедение.

9. Этика символистического стихосложения.

10. Б.И.Осипов. Русские стиховые системы.

11. К.Тарановский. О поэзии и поэтике.

12. В.Е.Холшевников. Основы стиховедения. Русское стихосложение.

13. В.Брюсов. Опыты по метрике и ритмике, по евфонии и созвучиям, по строфике и формам.

14. И.Сельвинский. Студия стиха.

15. Б.В.Томашевский. Поэтика.

16. Варлам Шаламов. Заметки о стихах.

guest
17 комментариев
старее
новее большинство голосов
Inline Feedbacks
View all comments
Александр
30.08.2020 12:56

Поучительный пост, с нужными ссылками! Но увы опять написан несколько высокомерным слогом. “Вашему вниманию, коллеги — «непризнанные поэты», предлагается своего рода цитатник, составленный из высказываний как известных ученых — лингвистов, филологов, стиховедов и др., так и «продвинутых» сетевых авторов. В этом разделе цитаты подобраны с целью переубедить тех начинающих поэтов, которые настойчиво отвергают необходимость даже минимальных познаний основ теории стихосложения.” А нужно ли переубеждать? Ваши действия напоминают действия испанских католических церковников, в Америке…!!! А зачем ВСЕМ быть правильными? СкуШно! Да и ругать ВАМ некого будет, а так – повеселимся! Фу! Какой ВЫ серьёзный. 🙂 Такое впечатление будто ВАМ эдак лет… Подробнее »

Эд. Неженин
Ответ на  Александр
30.08.2020 13:29

=)))) “Кот” не труслив и слава богу! В мышах он любит хладный хруст! И он их ест у их порога, Для них злословля: “Ну и пусть! Рабы мои, мне что-то мямлют!” Ему твердить, мой, Брат, о чем? “Коты” желанья не приемлют, Им хруст костей всегда милей!
Не тот, “товарисч!”, точно знаю! Хоть, говори, не говори… И не давай ему же палец, откусит сразу… до зари! (не стихи! только мысли)

Обморок
Ответ на  Александр
30.08.2020 14:44

может он учился и правда видит эти погрешности. Даже бывает к своим вернешься лет пять тому–какие кажутся наивные и то не так и тут скудно и ваще-заново бы переделать. иногда и переделаю а то если мысль там была что нравилась))

Александр
Ответ на  Perun
30.08.2020 16:52

Ну, вас и вашим же… 🙂 Хотя убивать не стремился! Характеристик не давал! Вы обобщаете. Со студентами и я общаюсь. Стараюсь не быть занудой. И не учу их жить. В связи с тем, что Высшей Школе (простите) ЖОПА…, они часто помогают просто из хороших отношений, решать некоторые вопросы.
Нет можно и короче изъясняться! В конце концов краткость сестра таланта… 🙂
А попробуйте мой возраст угадать? 🙂 просто исходя из общения!!!

Александр
Ответ на  Perun
30.08.2020 20:30

Ну, как хотите! Но степеней у меня действительно нет!!! “легкомысленным”- есть такое! За эмоциями … разум теряется!!! Я сам по себе! Но с Эдом дружу…

Эд. Неженин
Ответ на  Александр
30.08.2020 20:44

Я вообще считаю этот вопрос неуместным и глупым: “А нужна ли поэту теория стихосложения?” А потому, не участвую в его обсуждении.
Трепать лишь боги могут, им не горшки лепить! =)

Александр
Ответ на  Эд. Неженин
30.08.2020 21:21

Теория, она всегда нужна, чтобы опровергать, доказывать…! Вопрос как это делать? С пеной у рта? Платон мне друг, но истина дороже – не есть правильно! Излишняя принципиальность – BAD! Был у меня двоюродный дед, преп. Бауманки. Его восхищал Нельсон, в частности один из эпизодов его жизни, а меня это, как то смущало и раздражало.
– В шторм сорвало пушку. И пока канонир отвечавший за неё закрепил её, с риском для жизни она искалечила пару матросов.
“добрый” Нельсон лично наградил его, какой то там наградой, полученной от королевы и приказал его повесить…! N/C Излишняя принципиальность…

Эд. Неженин
Ответ на  Александр
30.08.2020 21:39

По притче: Когда встретились 2 попа и мужик и один в черном стал доказывать мужику “О чем-то там: бренности жития, например и спорить с ним. Второй в черном сказал: “Вот и встретились два дурака!”
….
Саш, пусть лбы расшибают об… те, кому положено это делать! (А их хватает!) Потому, как два мнения может разрешить только третий, при условии, что выработают своё: Четвертое! (общее!) …Это показывает Жизнь и все принятые Законы государственности! (Будь они прокляты… хоть на 3 минуты!) Уже до такой степени обзаконились, что…
Дышать без них невозможно будет! =)

Mishkin
29.11.2020 19:25

Просто возникла мысль… Теорию стихосложения придумали люди, которые стихи не хрена писать не умеют, но очень завидуют, тем, кто в этом как-то ориентируется. Я совсем недавно узнал, что я в ямбе пишу, спасибо, радетелям, ни хера не написавшим, но сообщившим в чем я пишу. Слава им и поклон!
Есенин знал ли, что часть его стихотворений написаны в анапесте? Я думаю, он просто писал… А Пушкин, выбрал ямб, и думаете это ему указал специалист по стилям поэзии? Да гнать их всех на хрен! Это все паразиты, на теле тех, кто умеет писать, и что-то создавать!

Carat
Ответ на  Mishkin
29.11.2020 20:33

Согласен, Миша.

Mishkin
Ответ на  Carat
29.11.2020 20:43

Спасибо, Ринат!

Mishkin
Ответ на  Mishkin
29.11.2020 20:40

Теперь жду ваших минусовщики ответов. Если их не будет, надеюсь вразумительных, то позволю всех вас считать говном, не только на дне туалета, но и размазанным по его стенам. Готовы к этому? Пишите, жду личной встречи. А если ее не состоится, то придется вас соскребать, но я не буду этого делать.

Carat
Ответ на  Mishkin
30.11.2020 06:59

 😂  Миша, это пройдено. Минусуют безликие и никчемные людишки. Ты можешь только им посочувствовать и помолиться за них 😂 

Эд. Неженин
Ответ на  Carat
30.11.2020 07:12

!!!

6666babа..png
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
*
Генерация пароля
17
0
Прокомментировать публикацию...x
()
x